Археологи закончили охранные раскопки на территории, прилегающей к Вятскому Трифонову монастырю. Среди находок много предметов городского быта, серебряная монета и гирька, весьма похожая на разбойничий кистень. При этом археологи выдвигают версию, что им удалось обнаружить пойму исчезнувшей реки Соры. С подробностями Алексей Фоминых.
Не так часто проходят археологические исследования этого места - поэтому для археологов эта работа интересная и ответственная. Исследованию культурного слоя прошлых веков сильно мешают грунтовые воды. Но уже есть интересные результаты.
«Эта территория исторически относилась к монастырю. Это видно по старым фотографиям – дореволюционным, была частью монастыря, но частью такой достаточно окраинной. Соответственно, и находки здесь представлены поздним периодом - не временем основания самого монастыря - 16 веком, а таким значительно более поздним - 19-20 веками».
«Помимо интереснейших находок таких, как эта гирька, представляющих городской быт города Вятки 19-20 веков, археологи сделали еще одно интересное и неожиданное открытие, как они считают, они наткнулись на пойму реки Сорки, имя которой носит известный исторический овраг города Вятки – Засора».
АНДРЕЙ ЕГОРОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА АРХЕОЛОГИИ НПЦ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«Это тогда уже нанесло удар по этой водной системе - в принципе, небольшая речка-то была. Ну и потом здесь строили еще стадион "Трудовые резервы", что, кстати, подтвердили наши работы на стадионе несколько лет назад. А вот, видимо, сама речка, визуально мы ее не видим, но источники, которые ее питают, они никуда не делись. Как раз здесь мы наткнулись на пойму этой реки - об этом говорит то, что активно этот участок заболачивался».
При этом природная сила Сорки, хоть и ушедшей под землю, не ослабла. Археологам пришлось потратить немало сил и технических средств на отведение потоков грунтовых вод. Но вода оказалась сильнее...
АНДРЕЙ ЕГОРОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА АРХЕОЛОГИИ НПЦ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«Воду мы пытались отводить и помпой - насосом. И ведрами вычерпывать. Дренажные канавки копали. В общем, все по методике. Но в итоге вода победила - тот дальний раскоп подольше продержался - мы могли его осушать. А здесь сразу пошли воды - активно прямо били оттуда».