Эвакуированная в Киров блокадница Ленинграда Лилия Широкова рассказала о детстве, опаленном войной

В эти январские дни исполняется 80 лет со Дня снятия блокады. В Кирове до сих  живут дети блокадного Ленинграда. Благодаря этому мы имеем уникальный шанс из первых уст узнать историю их эвакуации, прикоснуться к обжигающей, подлинной истории своей страны. О том, как 5-летняя ленинградская девочка Лилия Широкова, была спасена от голодной смерти, - репортаж Ивана Швецова. 

Лилия Широкова родилась в 1937 году и жила с мамой и папой в Ленинграде на Литейном проспекте. Когда грянула война и начало смыкаться кольцо блокады из города, пока это было возможно, эвакуировали детей. Родители оставались. Папа ушел на фронт, мама буквально сутками работала на заводе. Шансов выжить у ребенка было мало. Девочку, уже очень сильно ослабевшую от голода, вывезли,  с сотнями таких же детей, эшелоном в Кировскую область.

ЛИЛИЯ ШИРОКОВА, БЛОКАДНИЦА:
«Нас с вагонов, мы уже не ходили, я как чурочка была полуживая. 12 подвод накидали и повезли. Куда везут? Далеко же до Слободского от Киров-первого».


Из Кирова детей перевезли в Слободской район, где был открыт интернат для детей из блокадного Ленинграда. Лилия Широкова  до сих пор с благодарностью вспоминает, с какой любовью и заботой их встретили на Вятской земле. 

ЛИЛИЯ ШИРОКОВА, БЛОКАДНИЦА:
«Кировчане же всех детей подняли. А мы же неходячие все были, умирали. А кировские, колхозники,  свое не ели, а детей кормили. И мы все очистки-то поднимали на помойках. А тут котелок картошки поставят. Это же было счастье. Это все пережито».


В 1945 году часть воспитанников интерната, у которых выжили родители, также поездами отправляли обратно в Ленинград. За некоторыми детьми родители сами приезжали в Кировскую область.

ЛИЛИЯ ШИРОКОВА, БЛОКАДНИЦА:
«Сколько слез мы пролили, на глазах мама приходит, забирает, а мы остаемся. Я как сейчас помню, мне дали засохший розовый пряник. Он был, как кирпич твердый. Она мне сказала, ешь пряник, когда доешь, тогда и твои родители приедут. Она этим меня успокоила. Но за мной никто так и не приехал. Отца убили, а маму с завода не выпускали, так она и умерла в 1942 году».


Так Лилия Широкова осталась в Кировской области, здесь она нашла приемную семью, которая вырастила ее, как родную. Здесь она  прожила всю жизнь. И она такая не одна. По сей день на Вятской земле живут дети блокадного Ленинграда, те, кому некуда и не к кому было возвращаться после войны. Многим уже под 90 лет, но они помнят, через что им пришлось пройти и могут это рассказать.


Читать полную версию страницы