- Старайся, левая рука поддерживает тетрадочку.
Ученик 1 класса Ярослав Пасынков старательно выводит буквы в тетради. Ему это несложно, тяжелей поверить нам в то, что мальчик аутист. Он учится в обычной школе, среди обычных сверстников. Как и все играет на перемене, общается с друзьями и отвечает на уроках.
- Почему Николай, Ярослав пишется с большой буквы? Потому что это имя.
В полуторагодовалом возрасте врачи обнаружили у Ярослава синдром Аспергера. Своего рода, это легкая форма аутичного спектра. Как правило, у таких детей как Ярослав сохраняется интеллект, который иногда даже превышает норм, у них исключительная память и редко задержка речевого развития. Такие дети часто говорят официальным и даже литературным языком. Мы задали Ярославу, несколько вопросов и он с легкостью на них ответил.
- О чем мечтаешь?
- Мечтаю стать папой!
- Расскажи мне про себя...
- Я радостный, удивительный.
Собравшиеся вокруг Ярослава одноклассники дополнили впечатлений о нашем собеседнике. В классе у него есть появились друзья, симпатии, а девчонки - каждая борется за его внимание к себе.
- Он всегда хочет, чтобы я танцевала с ним. И со мной он хочет танцевать. А еще он берет всех девочек за руки.
Ярослав учится в инклюзивном классе. Таких в нашем городе немного, но школе номер 18 их - два. И скорее всего, отдать своего ребенка в обычный детский сад и обычную школу, хотел бы каждый родитель особенного ребенка.
«И благодаря тому, что он общается со своими сверстниками, с обычными детьми, в обычной среде он сможет жить обычной жизнью, обычного ребенка, и со временем взрослого. Это умный ребенок, у него абсолютно сохранный интеллект, но есть особенности мировосприятия».
Но вот также открыто гордиться своим ребенком-аутистом готовы не все родители. Кто-то боится "косых" взглядов, кто-то жалости. Часто семьи, где растет аутист - замыкаются и ведут затворническую жизнь. Существуют официальные цифры: людей с аутизмом больше, чем с синдромом Дауна, раком и церебральным параличом. Из каждой тысячи детей - шестеро страдают аутизмом, но мы так мало знаем о тех, кто находится рядом с нами.
Рома - ребенок с аутизмом. В полтора года его мама заметила особенности в развитии своего чада. Он перестал откликаться на имя и просить помощи: сам брал книгу с верхней полки, сам дотягивается до игрушек. Тогда молодая мамочка восприняла это как самостоятельность сына и никак то, что он построил себе стенку для защиты от мира, который ему непонятен и даже страшен. Врачи тоже не сразу заподозрили что-то неладное. Аутизм - плохо диагностируется, еще трудней специалистам понять, как его лечить. И вообще надо ли лечить, если это не болезнь, а всего лишь особенность психики.
«В основном, это дети очень стереотипные, сложно адаптирующиеся в жизни, в детском саду, в школе, им обязательно нужна помощь. Нельзя думать, что самостоятельный, их можно оставить, и они привыкнут к среде, нет. Им нужна обязательно помощь, понимание родителей, других людей».
Центров, как "Дорогою добра", где особенным детям оказывают помощь чуть ли не единственны в Кирове, по России таких тоже единицы. Хотя тысячи детей нуждаются в коррекции и развитии. Если им не помочь - они, как правило, остаются неприспособленными к жизни или вовсе попадают в психоневрологические интернаты. Активные родители детей аутистов стараются самостоятельно создавать условия для развития своих детей, но без помощи общества и государства в этом вопросе тоже не обойтись. Мама Ромы даже оставила работу и стала волонтером в центре "Дорогою добра". Она считает, что любовью и особым отношением к таким детям, как ее сын, можно разрушить любую стену.