«В нашем учреждении нет инвалидов-колясочников. Но если нас решит посетить инвалид, оно будет востребовано».
Точно такой же транспортер есть и средней школе № 60, и он тоже стоит без дела. Как и купленная по проекту инвалидная коляска. Единственное приобретение, сделанное по программе "доступная среда", которое активно работает в обеих школах - сенсорные комнаты. Причина проста - в них могут заниматься все: и инвалиды, и здоровые люди. Даже учителя из лицея естественных наук иногда приходят в сенсорную комнату "отдохнуть", снять стресс, полежать в сухом бассейне из шариков.
«Работа строится в зависимости от того, какую цель мы ставим. Можем развивать моторику, проводить арт-терапию, сказка-терапию».
Для того, чтобы сделать школу более доступной для инвалидов-колясочников были переделаны входные группы - оборудованы специальные туалетные комнаты, где можно даже принять душ. Конечно, и в КЛЕНЕ и в средней школе № 60 учатся дети-инвалиды, но их очень немного.
«Родители и дети относятся абсолютно нормально, мы не выделяем этих детей, просто обеспечиваем им социальные и медицинские условия».
«Идея гуманная, правильная, но очень сложная. Самое главное - преломить сознание в том плане, что все дети равны».
Возможно, в будущем в эти школы придут учиться инвалиды-колясочники, дети с ДЦП, и другие категории инвалидов, для которых пригодятся все купленные устройства и дорогостоящие ремонты оправдают себя. Как показывает практика, для успешной работы программы "Доступная среда" мало купить и установить оборудование. Задача инклюзивного обучения решается не только деньгами, но и поступками. Нужна смелость руководства школ - взять к себе ребенка инвалида. И решительность родителей - отдать сына или дочь не в спецшколу или интернат, а в обычную городскую общеобразовательную школу. Но только так можно разрушить невидимую стену между миром инвалидов и здоровых людей.