Екатерина Одинцова - в специальных непроницаемых очках. А ее напарница выступает в качестве проводника, задает направление движения. Бег с лидером - вариант легкой атлетики, только для слабовидящих и незрячих. Особенность учебно-тренировочных упражнений в том, что в числе прочих дисциплин, студенты изучают еще и виды адаптивного спорта.
ВЛАДИСЛАВ ПОПЕРЕКОВ, СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЯТГУ:
«Это и волейбол сидя, в частности, для людей, имеющих ограничения в опорно-двигательном аппарате. В том числе, ампутантов. Это и радиальный баскетбол, когда игра ведется на 3 кольца одновременно, что повышает возможность спортсменов просто попадать мячом в кольцо».
Выполняя такие упражнения, студенты могут почувствовать себя на месте инвалидов.
АНАСТАСИЯ ЗАЯНОВА, СТУДЕНТКА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВЯТГУ:
«Пока не поймешь, сама в это не окунешься, не поймешь, как с ними нужно работать грамотно».
ЕКАТЕРИНА ОДИНЦОВА, СТУДЕНТКА ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВЯТГУ:
«Сама специфика работы с инвалидами, с людьми с ограниченными возможностями здоровья - свой подход нужен. Одно дело провести упражнения, а другое дело - подход. У них психология другая, они по-другому воспринимают мир, не так, как все остальные».
Обе девушки еще в школе решили, что будут учиться на таком направлении, как адаптивная физическая культура. Просто, чтобы потом помогать людям. И действительно, знания, которые они здесь получают - уникальные.
ГАЛИНА КОВЯЗИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЯТГУ:
«Студенты получают обширные знания не только по общепрофессиональным дисциплинам, но изучают целые блоки психолого-педагогических дисциплин, специальных дисциплин в педагогике и психологии, ну и, конечно, достаточно широкий медицинский блок».
А полученные знания и навыки оттачивают на практике - в общеобразовательных и коррекционных школах, реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях. И с трудоустройством проблем не возникает.
ГАЛИНА КОВЯЗИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ КАФЕДРОЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЯТГУ:
«Кто-то уходит в реабилитационные центры, кто-то устраивается в санатории. Большое количество выпускников работает в качестве преподавателей, как в общеобразовательных, так и в коррекционных учреждениях».
К слову, специалисты по адаптивной физической культуре очень востребованы во всеми мире. То есть опорный вуз идет, что называется, в авангарде. Но не только в этом направлении, но и в целом в реализации государственной программы "Доступная среда".
Во-первых, это профориентационная работа со школьниками, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Ориентир на получение высшего образования. Пока что в вузе обучается около 10 особенных людей. Но как только поток вырастет, должна быть готова соответствующая среда.
КОНСТАНТИН БАЖИН, ДИРЕКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВЯТГУ:
«Мы ожидаем существенного потока через 1 -1,5, когда люди закончат школу и будут принимать решение, что делать дальше - идти в колледж, университет, выбирать направление подготовки, определять, как оно ему поможет состояться в жизни и быть независимым. Ключевая идея программы "Доступная среда" - не создать специальные условия для человека, а помочь ему быть независимым, быть равным, быть как все».
Один из способов - разработка программ по обучению студентов с различными нарушениями. В министерстве образования эту миссию доверили всего четырем вузам страны, в том числе и Вятскому опорному университету. Образовательные программы нашего вуза появятся на федеральном портале.
КОНСТАНТИН БАЖИН, ДИРЕКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВЯТГУ:
«Это уже прямое руководство к действию, своеобразный образец для других вузов, что можно делать. По нашему проекту мы разрабатывали тему обучения детей с инвалидностью на инженерных направлениях подготовки. Поэтому наша программа специфическая. Это градостроительство, кадастр, инноватика. Разрабатывая это, мы показываем, что и на таких специальностях могут учиться люди с инвалидностью. Это не является препятствием».
Это может на своем личном примере показать и Степан Поскребышев, студент факультета педагогики и психологии ВятГУ. В свое время ему было не просто учиться. Но сейчас он уже чувствует себя уверенно и комфортно.
СТЕПАН ПОСКРЕБЫШЕВ, СТУДЕНТ ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ВЯТГУ:
«Я когда проучился определенный период времени, ушел на практику, то понял, что должен помогать детям во всем и сам лично должен показать, каково это учиться в сфере инклюзивного образования».
То есть, не менее важно и то, чтобы выпускники были востребованы и трудоустроены. Этот вопрос невозможно решить без создания системы поддержки и сопровождения. Поэтому в вузе создан волонтерский отряд. Ребята ездят в детские дома, занимаются с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья.
МАРИНА ПОПОВА, СТУДЕНТКА ВЯТГУ, ВОЛОНТЕР:
«Главные задачи волонтера - чтобы ребенок почувствовал себя комфортно, общался на равных, он должен стать другом ребенка. После выездов волонтерских мы остаемся хорошими друзьями, поддерживаем общение».
Также, студенты в качестве волонтеров приняли участие в проведении отборочного этапа Чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс". Команда сопровождала гостей и участников чемпионата.
Недавно они прошли обучение в Москве, где получили знания по специфике помощи и общения с людьми с разными видами инвалидности.
ЕКАТЕРИНА БОГДАНОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО КОРПУСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ВЯТГУ:
«Нас обучали работать с людьми слепыми: мы наведали маски и пробовали себя в роли слепого человека. Нас учили, как работать с людьми на колясках - как собирать, разбирать и помогать передвигаться по павильону».
Следующее обучение состоится на площадке проведения Чемпионата. В Москву отправятся 10 кировских волонтеров. Отметим, что делать такую масштабную работу в одиночку вуз бы не смог. Все это реализуется при содействии Управления службы занятости населения, Министерства образования и соцразвития, а также профессиональных сообществ.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko