В кировских храмах ночью прошли праздничные богослужения. 12 апреля в Успенском соборе Свято-Трифонова монастыря в 16.00 пройдет Великая Вечерня с поздравлением Епархиального архиерея.
Вся 2000-летняя история христианства – это проповедь события, которое произошло в весеннее утро месяца Нисана, когда распяли Иисуса Христа, а день Его Воскресения сразу же стал главным праздником христиан. Но традиция празднования Пасхи уходит корнями в глубокое ветхозаветное прошлое. Задолго до Рождества Христова еврейский народ несколько столетий находился в рабстве у египетского фараона. Пророк Моисей, по повелению Божьему, пытался добиться освобождения для своего народа.
Последовали так называемые «10 египетских казней» – вся египетская земля (за исключением того места, где жили евреи) страдала от различных напастей, которые обрушивались на египтян то тут, то там. Однако фараон не воспринял всерьез пророчествующие знамения, правителю очень не хотелось расставаться с бесплатной рабочей силой. Господь через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца, запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами, а кровью закланного ягненка наказал помазать косяк двери своего жилища. Это должно было послужить знаком неприкосновенности помеченного дома. Согласно преданию, ангел, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, прошел мимо еврейских домов (XIII век до Р.Х.). После этой последней казни напуганный египетский правитель в ту же ночь отпустил евреев из своих земель. С тех пор Пасха отмечается израильтянами как день избавления, исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских перворожденных мужского пола.
Ветхозаветное празднование Пасхи.
Празднование Пасхи (от еврейского глагола: «Песах» – «проходить», в значении – «избавлять», «щадить») проходило семь дней. Эту неделю каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. Во время праздника в пищу употреблялся только пресный хлеб (маца) в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был очень поспешным, и они не успели заквасить хлеб, а взяли с собой только пресный. Отсюда второе название Пасхи – Праздник Опресноков.
Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду. Этот агнец служил прообразом и напоминанием о грядущем Спасителе. Как свидетельствует историк Иосиф Флавий, на Пасху 70 года по Р.Х. в Иерусалимском Храме было заклано 265 тыс. молодых ягнят и козлят.
Пасха после Нового завета
После прихода Иисуса Христа старозаветное празднование Пасхи потеряло смысл. Уже в первые годы христианства она была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Христа. «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29). В настоящее время невозможно точно определить, какого именно числа (в нашем летоисчислении) произошло событие Воскресения. По иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес 16-го дня Нисана, в «первый день недели» (после субботы). Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним».
Позже в славянских странах он был назван «воскресеньем». Нисан соответствует марту-апрелю. Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, которые отличаются друг от друга на 11 дней (365 и 354 соответственно). В лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки по сравнению с астрономическим годом, и правил их корректировки нет. В I столетии по Р.Х. дата празднования христианской Пасхи никого не волновала, потому что для христиан того периода каждый воскресный день был Пасхой. Но уже во II–III вв. встал вопрос о самом торжественном праздновании дня Пасхи раз в году.
В IV веке Церковь приняла решение отмечать Пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния (не ранее 4 апреля и не позже 8 мая по новому стилю). Александрийский епископ по поручению Собора особыми пасхальными посланиями извещал все Церкви о дне, на который, по астрономическим вычислениям, приходится Пасха. С тех пор этот день становится «праздником праздников» и «торжеством торжеств», центром и вершиной всего года.
На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» – приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!». Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Он вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – люди ходят друг к другу в гости, дарят куличи и крашеные яйца.
По преданию, обычай красить яйца восходит к апостольским временам, когда Мария Магдалина, прибывшая в Рим для проповеди Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо. Живя по завету учителя «не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6, 19), нищая проповедница не могла купить более дорогой подарок. С приветствием «Христос воскресе!», Мария вручила яйцо императору и пояснила, что Христос восстал из гроба, как цыпленок, который вылупится из этого яйца. «Как может мертвый воскреснуть? – последовал вопрос Тиберия. – Это все равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И на глазах у всех произошло чудо – яичная скорлупа стала ярко-красного цвета, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом. Дни празднования не должны проходить только в беззаботном веселье. Раньше для христиан Пасха была временем особого подвига благотворительности, посещения богаделен, больниц и тюрем, куда люди с приветствием «Христос воскресе!» приносили пожертвования.
Значение Пасхи.
Христос принес Себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. Но речь идет не о физической смерти, ведь люди как умирали, так и умирают, и это продлится вплоть до второго Пришествия Христа в силе и славе Его, когда Он воскресит умерших. Но после Воскресения Иисуса физическая смерть уже не тупик, а выход из него. Неизбежный конец человеческой жизни ведет к встрече с Богом. В христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, который готов или не готов к этой встрече. Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба. До XVI века православная традиция не знала такого изображения.
Праздничная икона Воскресения называется «Сошествие Христа во ад». На ней Иисус выводит из ада первых людей – Адама и Еву – они из тех, кто хранил истинную веру и ждал Спасителя. Это же звучит и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Празднование Пасхи продолжается всю неделю после Светлого Воскресения – Светлую седмицу. Отменяются посты в среду и пятницу. Эти восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет». Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга приветствием: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!».
по материалам www.artortodox.org.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko