6 января - Рождественский сочельник.

6 января - Рождественский сочельник.
6 и 7 января во всех храмах Вятской епархии пройдут праздничные богослужения. Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок, или молоко, из семян, а также кушанье, состоящее из зерен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский сочельники. Сочнями же назывался вид лепешек на конопляном масле, а также сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без нее (пряженики). Постные и пресные сочни изготавливали к Рождеству, поэтому название «сочельник» относится прежде всего к кануну Рождества Христова.
По народному календарю в этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол. Еда обставлялась особыми символическими обрядами. Перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. Потом он зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходил во двор и приносил вязанку соломы или сена. (Солома и необмолоченный сноп — обязательный атрибут праздника — знаменуют собой пробуждение и оживление творческих сил природы.) Возвратившись с охапкой соломы или сена, он застилал ею избу, лавки (солома и сено напоминали о месте рождения и яслях, в которые был положен Христос при рождении).
Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи (как символ нового урожая) и кутью. Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты, затем выбрасывал несколько ложек кутьи через окно или дверь на улицу, символически угощая духов. После этого семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки.
Девушки и парни собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели под окошками, а иногда и в избах, песни в честь праздника. За это им давали деньги, хлеб, а иногда потчевали водкой. Кроме деревенской молодежи, в колядах принимало участие иногда и сельское духовенство. В сочельник крестники шли навещать своих крестных отцов и матерей, поздравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те, в свою очередь, угощали крестников и дарили им деньги. Если же крестные жили далеко и не было возможности навестить их, то крестники приходили к родственникам крестных.
В старину сочельник был наиболее чтимым семейно-родовым праздником, скромным, тихим, проходящим за столом, в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано. Сочельник принято было ознаменовать добрыми делами: помогать убогим да страждущим, раздавать милостыню, посылать подарки в богадельни и приношения в тюрьмы. Сама трапеза в рождественский сочельник совершалась в благоговейной тишине. Ели в торжественном и строгом молчании постную пшеничную, ячменную кутью с конопляным или маковым молоком, разведенным медом (сытью), а также печеную рыбу, желательно целую, и густой компот. Все лучшее ставилось на стол, но несколько блюд должны были присутствовать обязательно. Это кутья, взвар и печеная рыба. Кутья — каша из рисовых и других целых зерен, подливкой к которой была сыта — мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой.


новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

counter

Новости партнеров

Реклама