- В таком виде икона поступила на реставрацию.
Реставрация иконы «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни» заняла больше пятидесяти лет. Реликвия поступила в научно-реставрационный Центр Грабаря в Москву в 1967 году. Поначалу реставраторы не знали, что с ней делать, состояние древней иконы было удручающим - живописный слой отошел от деревянной основы, а по всей поверхности поползла плесень.
НАТАЛЬЯ ФОЛОМЕШКИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР ВХНРЦ ИМ. АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ, Г. МОСКВА:
«Была нанесена заклейка, чтобы живопись не пострадала, отделена живописная часть, зачищена и затем все это приклеено на место. Можно назвать этот процесс дублированием».
Реставрация была настолько сложной и ювелирной, что затянулась на десятки лет. В 2007 году художнику-реставратору Наталье Фоломешкиной удалось "открыть" икону, обнажив авторский рисунок. Уровень иконописи оказался очень высоким - предположительно её создавали в царских мастерских в эпоху Ивана Грозного.
НАТАЛЬЯ ФОЛОМЕШКИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР ВХНРЦ ИМ. АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ, Г. МОСКВА:
«Памятник связан с Иваном Васильевичем Грозным и вполне вероятно, что сам царь его и передал. Потому что Иоанн Предтече был патрональным святым Ивана Грозного».
На вятскую землю икону привез святой Трифон - основатель первого вятского православного монастыря. Преподобный Трифон Вятский лично встречался с царем и получил от него грамоту на строительство мужской обители.
ЮЛИЯ ШАЛАЕВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Икона Иоанна Предтеча прибыла в Вятку после основания здесь обители. Насколько мы знаем из летописей Вятский мужской Трифонов монастырь был основан в 1580 году. Это значит, что наша икона одна из самых древних и датируется 16 веком».
Упоминание об иконе встречается практически во всех монастырских описях. Дважды образ переписывали, несколько раз покрывали лаком. В советские годы, когда в Успенском соборе устроили архив, икону складировали вместе с другим убранством. Вновь увидела свет она в 60-е, во время экспедиции московских искусствоведов. Памятник древнерусского искусства наконец-то сумели оценить по достоинству и передали в художественный музей.
ЕВГЕНИЯ САЗАНОВА, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. В.М. И А.М. ВАСНЕЦОВЫХ:
«Реставрация была очень сложной, потому и так длительна. Икона была серьезно больна, были поражены все её части. Но напряженной работе сопутствовал успех, и мы показываем икону публике».
В длительной реставрации были и свои плюсы. Специалистам удалось подробнейшим образом изучить икону. Так, изображение жития Иоанна Предтеча оказалось отличным от привычных сюжетов. Исследования привели реставраторов к открытию нового, второго типа иконографии, где святой изображен в двух мирах - божественном и земном.
НАТАЛЬЯ ФОЛОМЕШКИНА, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР ВХНРЦ ИМ. АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ, Г. МОСКВА:
«Из атрибутов, которые присуще Иоанну Предтеча у него присутствует только свиток и посох. Всё. И естественно огромные крылья - почему и ангел пустыни».
Путешествие иконы закончено - после долгих скитаний - она вернулась домой, в Вятку. Увидеть древнюю реликвию, которой больше четырехсот лет можно в зале древнерусского искусства Вятского художественного музея.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko