700 миллионов рублей потеряли за полгода жители Кировской области, поверив дистанционным мошенникам. Новые схемы обмана становятся все более изощренными.
Дистанционные мошенники идут в ногу со временем и продолжают обманывать доверчивых людей, придумывая все новые схемы преступлений. Статистика, приведенная в УМВД не утешительная - за 6 месяцев текущего года уже зарегистрировано 2737 случаев. Это на 17 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.
«В среднем по Кировской области за сутки регистрируется 15 дистанционных преступлений. Только за полгода ущерб для жителей Кировской области составил порядка семисот миллионов рублей - это в полтора раза больше, чем в прошлом году».
И сколько бы ни предупреждали, что беседа по телефону с незнакомцем - кем бы он ни представился - может закончится плачевно, люди все равно попадаются на уловки мошенников.
«Основной способ сейчас это когда звонящий представляется сотрудником сотовой связи любой. Естественно, он знает, какой сотовый оператор обслуживает того или иного абонента, потому что все это можно найти в интернете. И, представляясь сотрудником сотовой компании, говорит, что с его абонентским договором нужно провести действия, так как срок действия данного договора заканчивается».
И тут начинается самое интересное. Ни о чем не подозревая, абонент соглашается продлить договор, но для это псевдосотрудник просит назвать код, который должен вот-вот прийти в смс. Делать этого категорически нельзя. Как правило, в это время звонящий или его подельник пытается взломать аккаунт на госусулугах, запрашивая смену пароля в системе.
«Безусловно, сообщать какие-либо коды, которые приходят гражданам на личный телефон, нельзя. Это прямой доступ злоумышленников к их записям. Важно помнить, что вся информация, которую вы передаете во вне, она будет использована против вас».
Вообще, попав в профиль госуслуг, перед преступниками откроется большой спектр действий от имени жертвы. Злоумышленник может запросить справку о доходах, убедившись тем с самым в платежеспособности того, кого взломал, и, конечно, - взять кредит, оформив его на потерпевшего. Чтобы этого не случилось, в полиции просят вообще стараться не отвечать на незнакомые номера, а если разговор завязался, то трезво оценивать ситуацию и перепроверить, перезвонив самостоятельно в офис, откуда якобы звонят. Если разговор зашел слишком далеко и код доступа уже назван - нужно как можно скорее поменять пароль от госуслуг. Это можно сделать самостоятельно на сайте или в приложении, а также обратившись в МФЦ.
ЕВГЕНИЙ БОЛОГОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СВЯЗИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«Если пароль от учетной записи госуслуг не подходит, - нужно его обязательно попытаться восстановить. Если нет возможности компьютера под рукой, то обратиться в ближайший офис МФЦ, в офис Мои документы, где сотрудник уже поможет восстановить его по паспорту этот пароль. Если же пароли не подходят, злоумышленники бывает меняют и привязывают номер телефона - здесь лучше обращаться в правоохранительные органы, которые смогут прекратить действие учетной записи и отправить все запросы, необходимые для того, чтобы дальнейшие действия злоумышленников не развивались».
Кстати, в таких экстренных случаях в МФЦ принимают без очереди. Если речь идет о выходных или праздничных днях, когда центры не работают, специалисты советуют не тянуть и сразу обращаться в полицию.
МИХАИЛ СКОЧИЛОВ, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ УМВД РОССИИ ПО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ:
«Примерно четверть данных преступлений раскрывается. Конечно, есть и проблемы, потому что деньги переводятся очень быстро, мы это все понимаем, да. Буквально за несколько секунд деньги из одного региона из кировского попадают в другой регион России. А командировка сотрудников полиции занимает, конечно, иные временные интервалы».
Поэтому сохранять бдительность и не паниковать, когда на другом конце провода пытаются запугать или ввести в заблуждение - будет самым лучшим решением, которое не просто разрушит планы мошенников, но сохранит сбережения.