«Вижу цель — не вижу препятствий»: как ремесло стало делом жизни

Край бескрайних лесов — Вятка. Тот, кто едет по Кировской области, непременно обратит внимание на Зеленых Великанов, стеною стоящих вдоль наших дорог. Громады образуют целые чащи. И кажется, будто сквозь эту толпу вовсе не пройти человеку.


Однако вятские люди не просто смогли ужиться с древними своими соседями, но и использовать их дары в творчестве. На протяжении веков наши мастера занимались обработкой дерева. Так, именно в Вятке зародился знаменитый на весь мир капокорешковый промысел.  


Кап — это нарост на дереве, который хорошо поддается обработке. Шкатулки и табакерки, посуда из капа хранятся в крупнейших музейных коллекциях России и за рубежом. Настоящий бренд Кировской области. Однако, помимо капа, есть и другой промысел, о котором известно меньше.


Сувель — ещё один материал, с которым работают мастера на Вятке. Это тоже нарост на дереве — утолщение на слабом, надломленном месте. Материал очень твердый и плотный. Если его распилить, на срезе можно увидеть неповторимый рисунок, напоминающий мрамор или перламутр. Найти сувель легче, чем кап: в природе она встречается чаще.


— Сначала это было просто хобби, но со временем оно переросло в дело всей жизни. Уже живя на Вятке, я узнала про кап, про сувель. Кап хорош только для ровных поверхностей, а из сувеля можно творить. Незаслуженно обижен этот материал. Именно с ним я люблю работать. Каждое изделие не повторить дважды. Это и интересно, — поделилась с нами мастерица из Даровского района Ирина Криницына.


«Обижен», потому что кап, как более редкий и плотный материал, считается более ценным. Из сувели раньше делали рукоятки для ножей, топорища. Однако, глядя на изделия из этого материала, понимаешь: умелый мастер может создать на этом «холсте» настоящее произведение искусства. 


Для художественной работы, по словам Ирины Криницыной, подходит абсолютно любой сувель. Чем извилистее, тем интереснее. Но времени на создание одной работы требуется немало... Вернее, ответить, сколько его нужно точно, не так уж просто.


— Я отвечу так: месяц и вся жизнь... мало привезти материал из леса, его еще надо высушить, почистить от коры, обработать. Потом несколько лет он сохнет, и только потом можно приступать к обработке. Если есть конкретный заказ, то перебираешь все, подбирая нужный размер, текстуру. А вот с творчеством интереснее. В куске можно «увидеть» сюжет и доделать то, на что намекает природа, — поясняет Ирина Криницына.


Также для обработки материала важен инструмент. На каждом этапе он свой: начиная от цепной пилы, болгарки, и до бормашины с шарошками из магазина медтехники.


Поэтому, чтобы дружба с таким непростым подарком природы сложилась, нужно любить его и буквально дышать своим творчеством. Словно дерево, оно корнями должно прорасти в душу. 


У нашей героини сложилось именно так. Ирина Криницына родилась в Луганской области (сейчас — Луганская Народная Республика). Как говорит мастерица, на её малой родине дерево и работу с ним ценят.


— Я родилась в творческой семье. У нас все талантливы, каждый в чем-то своем. Поэтому вопрос не стоял. Просто надо было определиться с направлением. Перепробовала многое, и соломку (инкрустацию), и пирографию, и что-то еще... Остановилась на дереве.


Работы Ирины — современное искусство, основанное на ремесле. И эту основу, по мнению мастерицы, сохранять необходимо. Наша героиня уверена: всё сделанное руками человека, имеет особую энергию. 


— Промыслы надо сохранять. Обязательно! Это наш русский код: в этих узорах, формах, точнее, в ремесле! Как учил мой дед: вы всё должны уметь делать. И сшить, и печь сложить, и т. п. Тогда ценить будете все, что люди делают, каждый на своем месте.


Однако, как и в любом деле, здесь встречаются свои трудности. Прежде всего, финансовые. И этот тот случай, когда материальная сторона сталкивается с творчеством.


— Если работаешь на заказ — финансы в порядке, а когда творишь, то чаще себе в минус. Большая удача, когда приходит заказчик, ставит задачу, и не ограничивает в фантазии и финансах! Так бывает! Это радует, потому что все выставки, конкурсы вне области мы оплачиваем сами. Но это моя жизнь. Вижу цель — не вижу препятствий! — с оптимизмом заключает наша собеседница.


«Вижу цель — не вижу препятствий!» — лучший девиз для тех, кто хочет идти в своем деле вперед. Пожалуй, благодаря такой любви к своей работе, к творчеству, энтузиазму, энергии мастеров сегодня живут и развиваются промыслы, сохраняются традиции и на основе их появляются новые веяния. Это то, что объединяет нас и одновременно делает особенными, уникальными, не похожими на других. Можно сказать, неповторимыми, как сувель.


*на фото представлены работы Ирины Криницыной



Читать полную версию страницы