Вятское отделение Союза художников России отмечает 80-летие масштабным проектом. Размах юбилейной выставки таков, что потребовалось сразу две выставочные площадки.
Выбрали самые интересные произведения из всего того, что создали художники за последнее время. Были просмотрены сотни работ.
«Когда еще удастся посетить все мастерские и увидеть кухню художника, как он работает, чем они живет, чем он дышит, как он мыслит».
Только в выставочном зале - 250 работ живописцев, графиков, художников декоративно-прикладного искусства, мастериц дымковской игрушки. Создана настоящая "Вятская мозаика" с узнаваемыми улочками, символами, лицами. Многие работы не выставлялись.
«Снова появляются картины, а не просто этюды. Эмоциональная и содержательная часть, мне кажется, серьезно шагнула вперед».
Анна Шентемирова создает эпические полотна в редкой технике масляной пастели. Рядом филигранная азбука Юрия Жданова. Ольга Колчанова предпочитает лубок. А Александр Дёмышев авторски подходит к монотипии.
ГЕНРИЕТТА ЧАПУРИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛОМ ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
«Самое, может быть, для меня интересное - это были художники молодые, которые порадовали тематической картиной, к которой сейчас редко кто обращается, потому что это в первую очередь свои мысли, которые не стесняешься показать на холсте».
Сегодня на Вятке развивается керамическая школа. И одно из новых имен - Роман Пуртов.
ГЕНРИЕТТА ЧАПУРИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛОМ ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ:
«Насколько сложна и интересна конструкция. Роман, видимо, любит конструктивизм в объемах. И мы видим, насколько он усложняет поверхность».
Представлены и мастера старших поколений: Веприков, Сенников, Широковы, Верстаков, Жолобов, Перминов, Сметанин, Наумов.
«И кировчане смогут увидеть, как 20 художников за 20 дней будут создавать свою «Вятскую мозаику». Размер картины внушительный - два метра на два с половиной. Готовое произведение можно будет увидеть в ночь музеев 18 мая».
Так, кировчане смогут увидеть, как мазок за мазком рождается картина. Большая часть жизни художника проходит наедине с холстом и красками в стенах мастерской или на пленэре. Потому, наверное, они рады пообщаться с коллегами на собраниях союза художников или открытии выставки, где можно увидеть, над чем работают другие.
Юбилейная экспозиция позволяет проследить основные тенденции развития изобразительного искусства. «Город и люди» - это работы из фондов музея, дополненные произведениями современных авторов.
«Произведение Татьяны Тимкиной памяти её мамы - одна из самых пронзительных работ, которая посвящена и городу и конкретному человеку, и поколению, в котором жила её мама».
Планка, поставленная мастерами прошлых лет, - высока.
«Они говорили о мире, который вокруг них, высочайшим языком изобразительного искусства, и теперь художники говорят уже на новый лад, мы другие, мы просто другие. Нас думаю, не стоит сравнивать, мы являемся продолжением всё равно традиций, которые заложены мастерами прошлого».
Творческие объединения были на Вятке и до 39-го года, но именно тогда объединение кировских художников получило официальный статус. Планы изменила война. Многие не вернулись с фронта. Во все времена художники чувствовали энергию времени. Так, мы видим работу народного художника РСФСР Аркадия Колчанова.
В 1967 году известный график показал телезрителям сложные техники линогравюры и ксилографии, когда резцом по линолеуму или дереву создается своего рода негатив произведения, а затем штрихи заполняет краска и доска прогоняется через станок. Ошибка не допустима. Поэтому, наверное, мало мастеров, выбирающих эту технику.
В 1979 году уровень мастерства кировских художников набирает небывалую высоту - юбилейная выставка кировчан поражает столичное руководство Союза художников. И более ста произведений отправляют в Москву. В их числе были и картины, созданные Виктором Харловым в лальской деревне Русиново. Когда-то здесь было 70 дворов. К 79-ому году осталось лишь шесть.
ВИКТОР ХАРЛОВ, НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РФ:
«Я считаю, что художник должен изображать то, что ему близко, то, что он знает. Порой бывает, что уже художник обязан даже сделать что-то, как, например, у меня случилось с этой темой последних жителей деревни Русиново».
На юбилейной выставке 2019 года Виктор Харлов вновь представляет картину, мимо которой сложно пройти.
«Здесь, действительно, каждый художник свое не только умение, но и отношение к жизни, к городу, где он живет и трудится».
В Вятском отделении Союза художников уже думают о будущем.
ИГОРЬ СМЕТАНИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЯТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ:
«Мы ждем, что появится новый приток свежих сил. Нас будет больше, мы будем моложе. У нас появилась возможность говорить о многом, чего раньше, возможно, и не было».