Это не музейные экспонаты, а инструменты художника-реставратора. Утюги нужны, чтобы проглаживать красочный слой после нанесения клея. А еще нужны скальпели, щипцы, ватные палочки, детское мыло и рыбий пузырь, и не какой-то там, а именно осетровый. Его варят, смешивают с медом и проклеивают полотно. Дело в том, что раньше художники пользовались натуральными материалами, поэтому, чтобы вернуть былой лоск картине, которой век или два, нужно действовать как мастера древности.
«Всегда реставратор смотрит, если пошел цвет, то работа прекращается, меняется раствор».
Реставратор Анатолий Никифоров работает над этюдом Николая Хохрякова. На полотне был двойной разрыв и в первую очередь Анатолий восстановил целостность методом "в стык". Сейчас осталось удалить поверхностное загрязнение. Живописное полотно моют как ребенка детским мылом.
АНАТОЛИЙ НИКИФОРОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ РЕСТАВРАЦИИ ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. БРАТЬЕВ ВАСНЕЦОВЫХ:
«В начале вода, потом детское мыло 2-х процентное, далее по нарастанию раствор подбирается».
По словам Анатолия Никифорова, он не только восстанавливает внешний облик картины, но и учится сам. Соприкасаясь с работами великих мастеров, реставратор наблюдает, в каких техниках писал художник и происходит своего рода диалог с великим человеком. У реставратора-скульптора, Игоря Трапезникова, диалог получился одновременно с двумя мастерами. Ему достался бюст Ивана Чарушина, скульптура Михаила Кошкина. У Ивана Аполлоновича отсутствовала часть уха и кончик носа. Реставратор слепил недостающие части из пластилина по архивным фотографиям и сделал дубликаты с помощью силиконовой пасты.
«И вот так, мини хирургическая операция. Гипс наводим с водой и по трубочке заливаем».
После того как нос затвердел силиконовую форму снимают и вот перед нами узнаваемое лицо знаменитого архитектора. Стоит сказать, что каждое действие реставратора утверждается на реставрационном совете, у каждой работы есть свой паспорт, где можно пошагово проследить все манипуляции.
А это святая святых - фонды музея. Картины здесь хранятся в шкафах, на стенах, в так называемых "кассетах" и в драйверах.
«Это одна из первых мастериц дымковской игрушки Екатерина Демшина, она разработала многие узоры».
Богаты экспонатами и фонды декоративно-прикладного искусства. В музее самое большое в мире собрание дымковской игрушки. Здесь можно проследить эволюцию развития этого промысла с момента зарождения и до наших дней. Кстати, к своему юбилею Вятский художественный музей открыл фонды и для посетителей. В залах мраморного музея работает выставка "Новые поступления 1995 -2015гг." Это цикл самостоятельных экспозиций. Здесь и работы известных вятских живописцев, отечественное искусство конца 20-го, начала 21 века, отдельно представлено декоративно-прикладное и народное искусство. Все эти произведения являются частью музейной коллекции, которую бережно хранят сотрудники и реставраторы художественного музея.