Выставочный зал Вятского художественного музея пестрит необычными скульптурами и непривычными взгляду масками. Свою личную коллекцию в Киров привез Богдан Асатуров. Масками он "заболел" будучи подростком. Первую сделал сам по фотографии из журнала. Но позже коллекционирование стало настоящим хобби. Сегодня в ней около сотни уникальных предметов, которые он собирает по всему миру.
«Конечно, это не матрешка, и не куколка. Это вещи совершенно четкие и имеют в какой-то мере даже негативный образ. Но при нормальном общении становятся друзьями. Ни одна кукла не несет своему хозяину вред. Наоборот их использовали во время обрядов и церемоний».
Почти все пластические формы искусства тропической Африки теперь представлены кировскому зрителю. Здесь и ритуальные, и магические, и праздничные маски. Скульптуры из Нигерии, Конго, Камеруна, Мали. Многие представленные маски обладают явно не человеческими чертами и не похожи ни на людей, ни на животных.
БОГДАН АСАТУРОВ, КОЛЛЕКЦИОНЕР:
«Наверное, это территория была каким-то общим пространством, которая позволяла видеть эти изображения. Не то, что африканский художник создал эти образы в больном воображении. То есть это говорит о том, что это реальные вещи, которые были».
Можно увидеть и маски-тотемы, посвященные духам-предкам, церемониальные, культовые работы. Вот, к примеру, уникальная маска-панно племени Сонге. Говорят, обладающая магическими свойствами. Изготовлены они из дерева, некоторые инкрустированы как драгоценными камнями, так и обычными ракушками. Большинство предметов коллекции датировано началом 20 века.
БОГДАН АСАТУРОВ, КОЛЛЕКЦИОНЕР:
«Здесь есть лишь несколько ритуальных фигур. Все они прошли обряд посвящения. Их всех обрабатывали змеиным жиром. И этим жиром смазывали эти маски».
Любой, попав на выставку, погрузится в удивительную атмосферу тропической Африки. Непременно загадочной и магической.