Раритет 18 века восстановил кузнец Владимир Дубенецкий из Белой Холуницы. В работе мастеру пришлось проявить кулибинскую смекалку: подробных чертежей и каких-то образцов у него перед глазами не было. Пассажирская повозка была практически полностью утрачена еще 100 лет назад, осталась только одна старая фотография.
ВЛАДИМИР ДУБЕНЕЦКИЙ, КУЗНЕЦ:
«Когда я ее начинал делать, я запретил себе смотреть, как делают другие кареты. Вместо этого я смотрел на фотографию этой кареты и понял, почему она сломалась. Это точная копия той кареты с повторением всех узлов и напряжений».
Оригинальная карета была в несколько раз больше, а именно около 8 метров в длину. Гигантские колеса должны были компенсировать ямы и ухабы. Краеведы не знают, как именно оригинал пассажирской повозки появился в Слободском и кому она принадлежала. Но определенные версии, все-таки, есть.
ТАТЬЯНА ДОЛМАТОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА СЛОБОДСКОГО МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА:
«По легенде, эта карета отстала от кортежа императрицы Екатерины Второй, сломалась и ее для ремонта транспортировали в одну из кузниц города Слободского. Он ее не отремонтировал, и она простояла там более 100 лет».
К сожалению, Екатерина Великая никогда не посещала Вятскую губернию. Но карета, хоть и косвенно, могла появиться в Слободском благодаря ей. Дело в том, что в 1783 году вышел указ императрицы о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой, который был частью большого Сибирского тракта. Дорога была построена и по ней ездили путешественники всех сословий. Возможно, где-то на этом тракте и сломалась карета, оставшаяся навеки в Вятском крае.
ИВАН ШВЕЦОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Эта карета была восстановлена современным мастером, поэтому там есть часть элементов, которых не было в 18 веке, например, эта панорамная крыша. А часть элементов осталась неизменной, например, ось вот этого колеса».
Пассажирскую повозку восстановили благодаря Фонду Президентских грантов. Также был восстановлен каретник - помещение, где она будет стоять. В день презентации восстановленной кареты ее выкатили на лужайку в дворике музея.
ИВАН ШВЕЦОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«В карету уже запрягли лошадь, ее, кстати, зовут Карамелька, но утащить эту карету ей не под силу, настолько она тяжелая. Карета рассчитана на 2 или 3 лошади, но специалистов, которые могли бы управлять тройкой лошадей просто не осталось».
В Кировской области по сей день есть уникальные живые свидетели, мимо которых эта карета вполне могла проезжать. По распоряжению Екатерины Великой вдоль Сибирского тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в непогоду. Эти старые деревья, которые так и называют «екатерининскими», по-прежнему встречаются на обочинах заброшенного тракта.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko