Одно из самых необычных и поистине уникальных зданий в Кирове - Диораму - открыли в 77ом году. Его центром, и самой большой ценностью стало масштабное трёхмерное полотно, на котором отображены исторические события 1917 года: установление советской власти в Вятке.
- По улице Спасской движутся колонны красногвардейцев и рабочих.
Действия разворачиваются на перекрестке улиц Николаевской (сегодня это улица Ленина) и Спасской. Авторы полотна - Николай Соломин и Аркадий Интезаров приехали в Киров из Москвы и проделали огромную работу, прежде чем приступить к созданию этого произведения искусства. С натуры делали зарисовки улиц, домов, общались с людьми, изучали архивные материалы.
АНАСТАСИЯ ЕЛСУКОВА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Огромное полотно - 35 метров в длину и 8 в ширину - создавалось три года в Москве и специально для него в Кирове за год было построено здание Диорамы».
Сегодня на экскурсии в кировской диораме - не просто гости, а эксперты, представители музеев-диорам со всей страны. Они в один голос говорят о том, что по уровню исполнения и содержанию - полотно - одно из лучших в России. Перенять опыт коллег и поделиться своими наработками приехали и гости из Перми.
Их диорама не так масштабна, но тоже отображает революционные события, только 1905 года.
ИРИНА ПЯТАЕВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ МУЗЕЕМ-ДИОРАМОЙ В МОТОВИЛИХЕ, Г. ПЕРМЬ:
«Тема одна, тема не простая, тема, долгое время подвергаемая отрицанию, поэтому важно понять: а как здесь наши коллеги с этой темой работают, как привлекают зрителя и как прошли трудности постсоветского периода».
Диораму относят к искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается художественными и техническими средствами. И её можно считать непосредственным предшественником кинематографа.
НИНА ЗЛОБИНА, ЗАВЕДУЮЩАЯ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫМ ЦЕНТРОМ "ДИОРАМА":
«Это такое интересное искусство людей оно всегда привлекает, потому что мы видим людей можно сказать вживую».
Подобных по качеству, уровню и масштабам произведений в стране около полусотни, говорит столичный гость, доцент кафедры истории русского искусства РГГУ Алексей Дружинин. Поэтому вопрос сохранения культурного наследия - один из ключевых в рамках сегодняшней встречи.
АЛЕКСЕЙ ДРУЖИНИН, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА РГГУ:
«Так как это синтетическое произведение: это живопись, это предметный план и светотехническое оборудование, что является единым произведением, то это требует постоянных профилактических работ, реставрационных работ, иначе вот эта иллюзия нахождения в реальном природном пространстве начинает исчезать. У диорам и панорам самый главный враг - это зритель, потому что это дыхание и пыль, конечно».
Три года назад соавтор произведения Николай Соломин со своим учеником произвели реставрационные работы, поэтому сегодня мы можем видеть полотно, как здесь говорят, в его первозданном виде. Ну а самой Диораме в этом году исполнится 45 лет.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko