- Изумительная вещь - это является сама русская печь.
И жарит, и варит, и греет - такая она, русская печь – как отдельный вид искусства: с лежанкой, плитой и камином. На Руси верили — её тепло вылечит от любой хвори. Печник в четвертом поколении, Эдуард Кайгородцев, уверен, это печь - всему голова.
ЭДУАРД КАЙГОРОДЦЕВ, ПЕЧНИК:
«Печное дело - это ремесло, это наука и тот, кто занимается печами - это не просто печник, это ремесленник, тот кто тратит годы жизни на приобретение вот этих знаний, вот этого опыта и тут в какой-то мере нужно посвящать себя этому делу».
Не одна печь, а целая печная долина: русская, походная солдатская и керамический горн. Сделать новую печь - настоящее искусство, а тут каждая - как игрушка. Имя вятского печника в старину было своеобразным брендом, говорило о качестве работы мастера, который становился даже героем сказок, а вятских печников зачастую приглашали в столицы. И это их проделкам посвящен целый фестиваль в рамках большого проекта.
ТАТЬЯНА ДОЛМАТОВА, АВТОР ПРОЕКТА:
«Идея проекта пришла, благодаря книге писателя Всеволода Лебедева, который является основателем краеведческого музея. Многие читали его книгу Вятские записки. И вот первая часть так и называется «О печниках и кикиморе». Это не случайно. Печник наш бренд, наши печники были известны и говорится, если хотят что-то похвалить, то говорят - это вятская работа».
Тут же укротители огня и металла. Им без печи - никуда. Только она у них своя, особенная - горн. Это именно он позволяет разогревать металл до нужной температуры.
ВЛАДИМИР ШУЛАКОВ:
«Топка, меха, для подачи воздуха. Железо под напором воздуха нагревается, кузнец смотрит и приступает».
Звон наковален разносится на всю фестивальную поляну. Кузнецы говорят, что у каждой свой голос. Несколько ударов - и металл уже начинает приобретать свою форму. Из его рук выходят настоящие произведения искусства. Кажется, важна сила, но признаются, это совсем не главное - главное - это желание творить.
- Ещё погорячее будет.
КАРИНА АЛОЯН, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«Без печного искусства невозможно и дело кузнеца. Чтобы изготовить вот такой молоточек требуется буквально 10 минут. Говорят, приносит удачу».
Тут же она, наша, и такая родная - дымковская игрушка. Воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымково завоевали любовь жителей всей России. С самого начала и до сегодняшнего дня игрушку обжигают перед тем, как нанести рисунок. И здесь печь играет очень важную роль.
ЕКАТЕРИНА УДАЛЬЦОВА, МАСТЕРИЦА ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ:
«Может быть, даже самую главную. Почему? Потому что игрушка без обжига просто распадается, потому что глина начинает питаться влагой. А после обжига можно и белилами покрыть, и расписать красками».
Вот уже несколько лет фестиваль выходит за рамки просто фестиваля. Это целый проект, в рамках которого удаётся и реставрировать уникальных изразцовых печей конца 19 века, которые находятся в здании Слободского краеведческого музея, и проводить лекций по противопожарной безопасности при обращении с печами. И собираться всем вместе. Не зря же печник, как писал Лебедев - он всё может.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko