- У барыни высокая юбка и если посмотреть саму пропорцию, то верхняя часть как бы короткая.
А у животных - длинные, с изящным изгибом шеи и вытянутые ножки. Удивительные, сказочные формы - характерная особенность филимоновской игрушки. Все дело в пластических свойствах синей глины или "синики", как ее называют мастерицы.
ИРИНА БЕЖИНА, НАРОДНЫЙ МАСТЕР ПО ПРОМЫСЛАМ ФИЛИМОНОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ:
«Сами копаем, сами замачиваем, сами отрабатываем, чтобы была более податливой в лепке - от этого зависит многое, какую форму вытянешь».
Филимоновскую игрушку лепят из одного кусочка глины. И в отличие от дымковской - ее не нужно белить, глина становится белой при обжиге. Свои традиции здесь и в росписи.
ИРИНА БЕЖИНА, НАРОДНЫЙ МАСТЕР ПО ПРОМЫСЛАМ ФИЛИМОНОВСКОЙ И ТУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ:
«Для росписи берутся розовый - красивый цвет, красный, желтый и зеленый. В начале желтят игрушечку, а затем краснят, а уже в самую последнюю очередь зеленят. И если красная краска попадает на желтый, то красный становится другой – розовый».
Так и получается игрушка "цвета радуги" - ее не спутать ни с какой другой. Народный художественный промысел на Тульской земле, в Одоевском районе, деревне Филимоново известен с языческих времен. Мужчины - гончары делали посуду, а женщины - игрушки-свистульки, за что окрестные жители прозвали их "свистуличницами".
Из поколения в поколение мастерицы передавали секреты создания филимоновской игрушки. А вот история тульской городской игрушки теряется в веках. В давние времена игрушки делали в слободе Большие Гончары, где жил мастеровой люд. Лепили из гончарной глины, а покупали их не только на забаву детишкам, но и для любования, украшения - игрушки были похожи на изящные статуэтки.
ОЛЬГА АНДРЕЕВА, НАРОДНЫЙ МАСТЕР ПО ПРОМЫСЛУ ТУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ:
«Тульская - то игрушка ой какая тоненькая - тоненькая, а зонтики - то какие и рюшечки на юбочках - вот такая наша игрушка».
Существует поверье, что старинный промысел запретили после революции семнадцатого года, поскольку среди излюбленных образов - офицеры, няньки, кормилицы. Но как бы то ни было, на исходе двадцатого века началась новая жизнь тульской городской игрушки. Мастерицы Ирина Бежина и Ольга Андреева восстанавливают игрушку по музейным экспонатам.
ОЛЬГА АНДРЕЕВА, НАРОДНЫЙ МАСТЕР ПО ПРОМЫСЛУ ТУЛЬСКОЙ ГОРОДСКОЙ ИГРУШКИ:
«Мы вдвоем как два сподвижника ездили на протяжении многих лет по музеям, изучали. Мы стараемся подписывать работы, на этих - же работах подписи не видели или тех мастериц, которые передали бы такое великое наследие, к сожалению, не найдем».
Сегодня в музее Дымковской игрушки на выставке словно три сестры собрались дымковская, тульская городская и филимоновская игрушка - все они разные по форме, цвету, орнаменту, но в то же время их роднят общие народные корни.
НАДЕЖДА МЕНЧИКОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ КИРОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВТОО "СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ - "НАРОДНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА":
«Такие выставки важны для того, чтобы понять значимость того, чем мы занимаемся, что мы не одиноки и все мы вместе решаем главную задачу - сохранение нашего национального наследия, чтобы это развивалось, чтобы молодежи и детям показать, чтобы было, кому подхватить это ремесло».
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko