В Вятском художественном музее имени братьев Васнецовых открылась выставка "Своевременное искусство". Уже в названии заложен немалый полемический заряд, и даже вызов постмодернизму. Кировчане смогут увидеть скульптуры Леонида Баранова, а также работы его друзей, коллег и учеников, - сторонников классического направления в искусстве.
В названии "Своевременное искусство" слышна игра слов, ироничная антитеза. На самом же деле это - ответ состоявшихся художников, признанных классиков, кричащей о себе массовой культуре и безвкусице, которое порой именует себя "современным искусством". В центре экспозиции - работы Леонида Баранова, заслуженного художника России, члена Российской Академии Художеств. Это скульптуры на религиозные и христианские темы, изображения известных людей, например Екатерины Великой или Зигмунда Фрейда, Петра Первого и Достоевского.
АНАТОЛИЙ ЧЕЧИК, ХУДОЖНИК, УЧАСТНИК ВЫСТАВКИ "СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО":
«Показать, что существует не только так называемое "актуальное искусство" и что оно не единственное современное, и что есть еще художники, продолжающие работать в традиционных техниках, в традиционном фигуративе. Я не считаю, что это противостояние, это утверждение, что мы живы, что мы работаем и что мы исповедуем другие ценности».
В выставочном зале находится уменьшенная копия бронзовой скульптуры Достоевского, которая в 2004 году была установлена в Баден-Бадене на возвышении в парке, у самого начала дороги, ведущей к знаменитому казино, где писатель проигрывал свои гонорары. Огромный Достоевский стоит на маленьком земном шаре, сплюснутым под его весом. Образ многозначен. Кроме очевидных намеков на масштаб личности писателя, скульптор передает еще и ощущение неустойчивости, неприкаянности, в которой Достоевский обречен вечно искать опору, отвоевывать жизненное пространство. На ногах у Достоевского нет обуви, писатель балансирует на шаре босой. И вовсе не потому, что проигрался в пух и прах в рулетку.
ЛЕОНИД БАРАНОВ, СКУЛЬПТОР, УЧАСТНИК ВЫСТАВКИ "СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО":
«Босой он потому, что все герои были когда-то голые. Если вы вспомните греческих или римских богов, героев, то они были просто голые, им одежда не нужна. А простые люди - одетые. Когда я делал своих "босых", я хотел показать, что Достоевский - не простой смертный».
"Своевременное искусство" - это большой проект, который начался в январе этого года и был приурочен к 70-летию Леонида Баранова. На экспозиции собраны работы учителей, учеников, коллег, последователей скульптора из Москвы, Оренбурга и Нижнего Новгорода. Выставка объединяет примерно 3 поколения художников и будет экспонироваться еще в 14 музеях России. Кстати, Кирову повезло. Стартовал выставочный проект именно в нашем городе.
ПЕТР БАРАНОВ, КУРАТОР ВЫСТАВКИ "СВОЕВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО":
«Мы показали именно срез и пласт русского изобразительного искусства с 60-х годов до сегодняшнего времени в живописи, скульптуре, декоративном искусстве, у нас есть и мастер по стеклу и ткани, и несколько выдающихся графиков. Все они разные, не повторяются ни стилистически, ни эмоционально».
И все же некоторые стилистические доминанты здесь можно увидеть. Речь идет о так называемом "Большом стиле": эстетических границах, установленных обновленной Российской Академией Художеств. Своевременное искусство, может быть каким угодно: традиционным или авангардным, сюрреалистичным или импрессионистическим, но оно почти всегда тяготеет к классике, сохраняет с ней генетическую связь. Многие работы включают в себя цитаты, отсылки к шедеврам прошлых столетий. И это придает скульптурам и картинам дополнительные смыслы, которые могут с увлечением искать искусствоведы и простые зрители.