ИВАН КУЗНЕЦОВ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Если победим, будем жить хорошо».
Тогда в войне начался коренной перелом. Была одержана победа под Сталинградом, в ходе весенних боев 43-го советские войска серьезно продвинулись на запад. В районе Курска линия фронта выглядела как дуга, от чего потом это сражение и получило свое историческое название. Именно под Курском немцы решили взять реванш, с севера и юга сомкнуть кольцо.
ИВАН КУЗНЕЦОВ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «В 43 стало хорошо, танки появились, а то ведь у них «тигры» были, наших давили».
Новейшие немецкие танки "Тигр" и "Пантера",- говорил Гитлер,- способны сломать любую оборону. На них и была сделана ставка в операции под названием "Цитадель". Но немецкий план разрушила советская разведка. Стал известен день, и даже час нападения. Впервые с начала войны удалось создать мощную оборону. За несколько часов до нападения немцев советская артиллерия нанесла удар.
АНДРЕЙ МАШКОВЦЕВ, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ВятГГУ: «Немцы все-таки прорвали оборону в районе Яковлево, возникла очень опасная ситуация, возникла угроза прорыва к Курску. Сталин приказал Коневу направить на помощь танковую армию генерала Ротмистрова. 12 июня 1943 состоялось танковое сражение под Прохоровкой».
ПАВЕЛ ЕРЕМИН, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Тыл на 100 км был эшелонирован, все изрыто было, ружья противотанковые были и обучали куда стрелять, под башню».
В этом сражении Павла Еремина тяжело контузило. Все что происходило под Прохоровкой, очевидцы сравнивают с пеклом. Один из солдат уже после напишет - "Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки."
АНДРЕЙ МАШКОВЦЕВ, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ВЯТГГУ: «Это имело и международное значение, способствовало развалу фашистского блока, немцы были настолько заняты на востоке, что не смогли остановить высадку союзников на Сицилии».
Приближалось открытие второго фронта. В конце 43-го на Тегеранской конференции вопрос был полностью решен, но до Победы оставалось еще больше года.