ЛЕОНИД ГЕЙДА, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Главное, чтобы противник не зашел в хвост самолета, а если летчик заметил это, то поднимался выше и с пикирования ударял противнику».
Оружием Леонида Гейда были приборы на земле. От быстрых и точных данных штурмана зависело выполнение задания летчиками в небе. Самое тяжелое сражение, вспоминает ветеран, было под Сталинградом. Его полк тогда сбил более ста вражеских самолетов.
ЛЕОНИД ГЕЙДА, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «У немцев не хватало истребителей, они с бомбардировщиков поснимали радистов и стрелков и готовили на летчиков. Когда наши это узнали, они заходили с хвоста и уничтожали их».
Самолетов и профессиональных летчиков не хватало и у нас. заводы в тылу переоборудовали под авиационное производство, на фронт уезжали мальчишки, которые получили
АЛЕКСАНДР ЧЕРЕПАНОВ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Нужно в любом положении самолет чувствовать, поэтому нужна техника пилотирования, знание самолета».
Умение управлять самолетом, вести бой, а еще мужество и хитрость, вчерашние мальчишки в небе демонстрировали блестяще. Огромный вклад в воспитание молодого поколения летчиков и выработку тактики ведения воздушного боя внес Александр Покрышкин. В знаменитой покрышкинской дивизии и воевал Александр Черепанов. Для командира дивизии, вспоминает он, было правилом, общаться с летчиками после каждого боя. Сведения о том, как вел себя противник в конкретной ситуации, потом становились основой для собственных методов. Часто нарушая приказ командования, в бой вступала и воздушная разведка.
В небе становились героями и погибали, обычное дело на войне, но каждый летчик, возвращаясь домой с Победой считал своим долгом пролететь над могилой друга, и покачать крылом.