ЛЮБОВЬ ГОРЮНОВА, ИСКУССТВОВЕД, КАНДИДАТ КУЛЬТУРОЛОГИИ: «Художники Вятки уже в 1901 году решили устраивать художественные выставки, главная цель - привлечь внимание не только местной интеллигенции, но и интеллигенции Москвы и Петербурга к культуре Вятки».
Члены Вятского художественного кружка в лице Апполинария и Виктора Васнецовых, фотохудожника Сергея Лобовикова ходили и просили художников Москвы и Петербурга пожертвовать свои картины. Это были лучшие художники того времени. Так в коллекцию попали работы Нестерова, Виноградова, Ларионова, Рылова. Виктор Васнецов и всё вятское землячество уговорили московскую меценатку Маргариту Кирилловну Морозову подарить часть своей коллекции Вятке. 12 картин были отправлены в музей. Среди них «Боярышня» Виктора Васнецова. Если считать в денежном эквиваленте дары московской меценатки Маргариты Морозовой - это 30 тысяч рублей. Вся коллекция Вятского музея
ЛЮБОВЬ ГОРЮНОВА, ИСКУССТВОВЕД, КАНДИДАТ КУЛЬТУРОЛОГИИ: «Городские власти предоставили всего одну комнату для музея, и в этой маленькой комнате в 1910 году произошло открытие музея».
Музей до 1918 года полностью содержался на средства Вятского художественного кружка. В историю развития и становления областного Художественного музея внесено много имён. И среди них Николая Георгиевича Машковцева, члена Вятского художественного кружка, учёного, искусствоведа, работавшего в Третьяковской галерее. И его стараниями музей обрёл свое первое здание - Репинский особняк. При открытии музея в 1910 году его коллекция насчитывала 38 произведений искусства. В 1913 году Машковцев писал, что это единственный музей единственная сокровищница на северо-востоке России.
Татьяна Халезова