Немного утвари, одежды и много фотографий - все они чуть-чуть приоткрывают закрытый мир староверов. Наталья Литвина много лет изучает традиции русских старообрядцев Верхокамья.
Старообрядческое население Верхокамья формировалось, в основном, переселенцами из Поволжья и центральной России, в том числе Вятской губернии. Надежда Созонтова - из семьи старообрядцев. У нее сохранились книги, вот эта 1854 года, иконы, лестока, крест. Помнит женщина некоторые обычаи и традиции своих предков.
В верховьях Камы староверы вдали от цивилизации смогли сохранить многие традиции. Фотограф запечатлел трапезу после молебна. В центре стола обязательно рыбник, если конечно не пост. У каждого личная посуда, которой другим пользоваться не разрешается. Еда подается последовательно. Или вот духовница собора Евдокия Чадова толкует Апокалипсис участникам экспедиции. Есть на фотографиях и обряд крещения. Каждый из экспонатов знакомят с нормами благочестия.
НАТАЛЬЯ ЛИТВИНА, АРХЕОГРАФ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК АРХИВА РАН (г. МОСКВА): «У мужиков бывают пробитые по бокам рубахи, а у женщин на солнечном сплетении. И вот здесь дубас много раз залатанный и зашитый он как определяет благочестие старовера, насколько он сильно молится, как часто и как много».
До сих пор соборные старушки носят самотканые сарафаны, плетут пояса, катают свечи вручную и не смешиваются с мирскими в приготовлении пищи. А еще читают книги на кириллице, цитируют и толкуют тексты Священного Писания и Предания, а также поют старинные духовные стихи.
В рамках небольшой экспозиции выставочного зала музея невозможно узнать все. Однако, для тех, кто увлекается историей, эта выставка расскажет немало про путь старой веры.
Вергина Матевосян