«Интересно, что такое дровяной обжиг. До этого мы это только по интернету смотрели. А ведь и самим хочется в этом процессе поучаствовать».
Возможность обжечь керамику огнем появилась благодаря французскому учёному и художнику Клоду Ассажу. Он давно увлекается конструированием печей, изучает их историю, собирает информацию по всему миру. Неутомимый романтик, Клод любит Россию, особенно глубинку. Поэтому с радостью принял предложение Вятского художественного музея построить в Васнецовской усадьбе печь для обжига керамики.
Эту печку в Рябово строили всем миром. Клод руководил процессом, строители и местные работники делали кладку, даже художники на время оставляли свою музу и помогали чем могли. Печка получилась весьма необычной, лучше сказать уникальной. Первый обжиг прошел в непростых условиях - печь одновременно сохла и обжигала. Чтобы достичь нужной температуры, больше тысячи градусов, керамистом пришлось топить её десять часов, потом еще столько же печь остывала.
« Огонь идёт из топки, проходит снизу, обвивает все изделия и уходит в трубу. Дверь закладывается кирпичами и замазывается глиной».
После того как обжиг прошел, печи дают остыть и постепенно разбирают кирпичную кладку. Когда температура позволяет изделия достают.
Кстати, загружать печь - это большое искусство. Для этого на кирпичи ставят специальные полочки, расстояние между ними зависит от высоты и объема изделий. Интересно, что от местоположения керамики зависит её исходный цвет. Он может варьироваться от нежно-молочного до темного металика.
« Вот это не покрашено - это сделал огонь. Такой красивый эффект».
По словам художников именно работа огня так привлекает керамистов. В обычной жизни глину обжигают в электрических печах. В этом случае пропадает некое таинство, соучастность природных сил. В обжиге открытым огнём есть загадка - несмотря на все просчеты никогда до конца не знаешь, что в итоге получится.
«Снизу вверх, потом вниз - вот здесь огонь как будто облизал работу».