Они боролись за превосходство в небе и бесстрашно шли на таран. Летчики Великой Отечественной войны в августе вспоминают сразу несколько знаковых событий. В 1941- м Виктор Талалихин совершил первый ночной таран в небе над Москвой. В эти же августовские дни советские летчики впервые с начала войны штурмовали Берлин. Сегодня мы продолжаем рассказывать героях великой войны - в рамках проекта "Путь к Победе".
Очередная встреча в клубе ветеранов - возможность порадоваться знакомым лицам и повод для грусти. Минувший год опять беспощадно подкосил их ряды. В память о боевых товарищах - минута молчания и воспоминания о том, как воевали, как потом вместе тосковали по небу. Там, как и на земле было не просто, особенно в первые военные годы. С самого начала войны немцы имели полное превосходство в воздухе. Целые аэродромы были уничтожены, единицы самолетов успевали подняться в небо. Количеству вражеских истребителей советские летчики отпор давали мужеством. Лобовой атаки немцы не выдерживали.
ЛЕОНИД ГЕЙДА, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Главное, чтобы противник не зашел в хвост самолета, а если летчик заметил это, то поднимался выше и с пикирования ударял противнику».
Оружием Леонида Гейда были приборы на земле. От быстрых и точных данных штурмана зависело выполнение задания летчиками в небе. Самое тяжелое сражение, вспоминает ветеран, было под Сталинградом. Его полк тогда сбил более ста вражеских самолетов.
ЛЕОНИД ГЕЙДА, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «У немцев не хватало истребителей, они с бомбардировщиков поснимали радистов и стрелков и готовили на летчиков. Когда наши это узнали, они заходили с хвоста и уничтожали их».
Самолетов и профессиональных летчиков не хватало и у нас. заводы в тылу переоборудовали под авиационное производство, на фронт уезжали мальчишки, которые получили минимум знаний и навыка в аэроклубах. технику высшего пилотажа осваивали в кратчайшие сроки.
АЛЕКСАНДР ЧЕРЕПАНОВ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Нужно в любом положении самолет чувствовать, поэтому нужна техника пилотирования, знание самолета».
Умение управлять самолетом, вести бой, а еще мужество и хитрость, вчерашние мальчишки в небе демонстрировали блестяще. Огромный вклад в воспитание молодого поколения летчиков и выработку тактики ведения воздушного боя внес Александр Покрышкин. В знаменитой покрышкинской дивизии и воевал Александр Черепанов. Для командира дивизии, вспоминает он, было правилом, общаться с летчиками после каждого боя. Сведения о том, как вел себя противник в конкретной ситуации, потом становились основой для собственных методов. Часто нарушая приказ командования, в бой вступала и воздушная разведка.
АЛЕКСАНДР ЧЕРЕПАНОВ, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Тот только взлетает, оторвался метров на 15, Павел Михайлович заходит- и ему вниз, в пузу из пушки пулемета, самолет загорелся и упал, а там было 18 генералов и полковников из ставки Гитлера».
В небе становились героями и погибали, обычное дело на войне, но каждый летчик, возвращаясь домой с Победой считал своим долгом пролететь над могилой друга, и покачать крылом.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko