Немного утвари, одежды и много фотографий - все они чуть-чуть приоткрывают закрытый мир староверов. Наталья Литвина много лет изучает традиции русских старообрядцев Верхокамья.
НАТАЛЬЯ ЛИТВИНА, АРХЕОГРАФ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК АРХИВА РАН (г. МОСКВА): «Мы очутились в местности, это не глушь, но совершенно необычное место. Где есть обычные школы, магазины. И где наряду с девочками с крашеными головами ходят бабушки в традиционных дубасах и платочках».
Старообрядческое население Верхокамья формировалось, в основном, переселенцами из Поволжья и центральной России, в том числе Вятской губернии. Надежда Созонтова - из семьи старообрядцев. У нее сохранились книги, вот эта 1854 года, иконы, лестока, крест. Помнит женщина некоторые обычаи и традиции своих предков.
НАДЕЖДА СОЗОНТОВА: «Мужчины не имели права курить в доме. Вот мой папа и мой не курили. Не пили, это был бы большой грех, не говоря о том, чтобы напиться. Это, наверное, больше еще порядочность во взаимоотношениях друг к другу, и старшее поколение показывало пример».
В верховьях Камы староверы вдали от цивилизации смогли сохранить многие традиции. Фотограф запечатлел трапезу после молебна. В центре стола обязательно рыбник, если конечно не пост. У каждого личная посуда, которой другим пользоваться не разрешается. Еда подается последовательно. Или вот духовница собора Евдокия Чадова толкует Апокалипсис участникам экспедиции. Есть на фотографиях и обряд крещения. Каждый из экспонатов знакомят с нормами благочестия.
НАТАЛЬЯ ЛИТВИНА, АРХЕОГРАФ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК АРХИВА РАН (г. МОСКВА): «У мужиков бывают пробитые по бокам рубахи, а у женщин на солнечном сплетении. И вот здесь дубас много раз залатанный и зашитый он как определяет благочестие старовера, насколько он сильно молится, как часто и как много».
До сих пор соборные старушки носят самотканые сарафаны, плетут пояса, катают свечи вручную и не смешиваются с мирскими в приготовлении пищи. А еще читают книги на кириллице, цитируют и толкуют тексты Священного Писания и Предания, а также поют старинные духовные стихи.
ЕЛЕНА ЗАГАЙНОВА, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА: «Хотя для нас, для Вятки, староверчество тоже характерно, но говорят об этом мало, последний выставочный проект был 20 лет назад. Но ведь это явление не исчезло, оно существует до сих пор».
В рамках небольшой экспозиции выставочного зала музея невозможно узнать все. Однако, для тех, кто увлекается историей, эта выставка расскажет немало про путь старой веры.
Вергина Матевосян
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko