Восстановить историческую справедливость, воскресить добрые имена незаконно репрессированных и сделать еще один шаг на пути к настоящему демократическому обществу. Об этом и многом другом говорили во время поездки в поселок Лесной Верхнекамского района посол Латвии Эдгарс Скуя и губернатор Никиты Белых.
Вятский исправительно-трудовой лагерь "Вятлаг" был одним из крупнейших в системе ГУЛАГа. Он существовал с 1938 до 60-ых годов ХХ века. Точное количество людей, которые сгинули в этом адском конвейере смерти, не может назвать никто. Архивы засекречены, доступ историков к ним сопряжен с большими трудностями. Однако наверняка известно, что здесь находится самое большое локализованное захоронение латышей на Европейской территории России.
Граждан Латвии этапировали в Верхнекамский район незадолго до начала Великой отечественной войны. Большая их часть погибла. В музее Оккупации Латвии сохранились детские рисунки тех лет, на них можно увидеть эту трагедию глазами самых неподкупных очевидцев. На севере Кировской области, в нечеловеческих условиях пытались выжить заключенные латыши, русские, румыны, эстонцы, евреи, немцы - советская репрессивная машина не щадила никого.
Поклониться памяти погибших соотечественников в Верхнекамский район Кировской области приехал посол Латвии с женой в сопровождении губернатора Никиты Белых. От "Вятлага" уцелели некоторые постройки, в частности, бывшее здание больницы, в котором умирали от дистрофии заключенные латыши. Цела и "Марьина горка" - место, где по официальной информации похоронен 191 латыш. Дойти до места захоронения непросто - болотистая почва весной особенно топкая. Поэтому гости смотрят на кладбище в бинокль. На самом деле, погибших здесь было в сотни раз больше, вся эта земля - одна большая братская могила.
ИВАН ШВЕЦОВ КОРРЕСПОНДЕНТ: «В годы Великой Отечественной войны, в лагерях, которые расположены поблизости от поселка Лесной, погибли от голода и болезней около 2500 граждан Латвии. Архивы и личные дела умерших до сих пор закрыты для общественности. Визит посла Латвии на эту землю дает надежду, что историческая справедливость восторжествует, и вместо мифов люди смогут узнать объективную информацию о годах репрессий».
В память о жертвах коммунистического террора еще на одном кладбище установлен большой деревянный крест. В будущем здесь планируют создать мемориальный комплекс. Это общее желание руководства Кировской области и латышских властей.
НИКИТА БЕЛЫХ ГУБЕРНАТОР КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «Народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего».
В особых случаях доступ к архиву разрешается. Латвийскому послу позволили посмотреть дела бывших министров латвийского правительства, видных общественных деятелей. В глаза сразу же бросилось несоответствие в датах. День смерти в личном деле и медицинском акте - не совпадают.
Эта нестыковка - обычное дело. Заключенного, который точно скоро умрет, освобождали, чтобы он своей смертью не портил статистику. Он был "актирован". И умер все равно здесь.
В местном архиве УФСИН находится около 2 миллионов учетных карточек заключенных. Послу показали только 3 личных дела. Это в прямом смысле - капля в море, микроскопическая часть от общего числа документов, которые должны быть обнародованы. Кстати, фотографировать личные дела латышей послу не позволили. Только посмотреть, пролистать под бдительным надзором офицера УФСИН.
ЭДГАРС СКУЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ПОЛНОМОЧНЫЙ ПОСОЛ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: «Я очень высоко оцениваю, то, что делает руководство Кировской области для сохранения памяти о жертвах политических репрессий».
Разделить ведомственный архив и архив по политзаключенным - давняя мечта историков. Сейчас, чтобы получить доступ к этим бесценным материалам нужно испрашивать личного разрешения высокого начальства. И далеко не всем его удается получить.
ВИКТОР БЕРДИНСКИХ ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА: «Наиболее известный этап был в 1941 году, когда к нам в «Вятлаг» прибыли боле 2,5 тысяч арестованных латышей, из них погибли 80%».
Дело репрессированных латышей, как и Катынский расстрел, в последнее время стали картами в международной политической игре. Одна сторона требует безоговорочного доступа ко всем документам трагической эпохи, другая - упорствует и выдвигает встречные требования. Но почему в вопросе обнародования материалов по репрессированным так активно сопротивляется Россия, Запад понять не может.
ВИКТОР БЕРДИНСКИХ ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА: «Эта тема политически острая, часто становится предметом для спекуляции, как со стороны прибалтийских государств, так и России».
В июне 2011 года на Марьину горку и к памятному кресту в поселок Лесной приедет большая делегация из Латвии. Латыши хотят посмотреть места, где погибли и похоронены их родственники. Может быть, гостям даже разрешат взглянуть на личные дела их прадедов. Но сотни тысяч людей, чьи предки погибли в адской машине репрессий, до сих пор не знают, где умерли и похоронены их родные. И чем скорее будут полностью открыты архивы жертв ГУЛАГа, тем больше людей смогут узнать истинный масштаб репрессий.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko