Самый первый выход в эфир описывает в своих воспоминаниях Валерий Николаевич Лугинин, в 1956 -1964 гг. старший инженер аппаратно-студийного комплекса: “Работники, которые монтировали оборудование аппаратной, нам сказали, что сегодня (19 марта 1958 г.) можно начать прокрутку кинокомплекса. Передатчики готовы, и мы стали думать, что же мы покажем. Телевидение тогда было еще черно-белым. Мы решили, что фильм должен иметь большое количество переходов от черного к белому. Светлый, контрастный. Телевидение в то время тяжело воспринимало серые и блеклые тона. Выбрали музыкальный фильм «Белая акация» 1957 г.»
Долгое время считалось, да и сейчас считается, что мюзикл «Белая акация» дал старт пробным эфирам Кировского телевидения. С показа этого фильма началась эфирная история кировской студии. И вот здесь в историю вмешался «его величество случай». Об этом «казусе» в советское время постарались забыть, тем не менее мне удалось найти воспоминания Ивана Алексеевича Труфанова, в 1958 г. главного инженера кировского телецентра, они были записаны в 1991 году:
«Первой передачей был не фильм «Белая акация»! А мультфильм «Роман с контрабасом» 1949 г. В студии техник Тамара Касаткина, выполнявшая на первых порах и роль диктора, объявила , что телезрители сейчас увидят мультипликационный фильм «Роман с контрабасом»! До этого на студии этот мультфильм никто не смотрел. На коробке было написано «МУЛЬТФИЛЬМ». Поэтому его объявили как детскую передачу. Запустили в эфир, а, оказалось, он был совсем не для детей...».
Вкратце поведаю сюжет этого абсолютно не детского произведения, созданного по мотивам юмористического рассказа А.П. Чехова: «Пока герои мультфильма купались, их одежду похитили. Музыкант берется вызволить девушку из щекотливого положения и прячет ее в футляре контрабаса, а сам отправляется за подмогой. Тем временем футляр находят друзья музыканта. Не подозревая, что в нем сокрыто, они доставляют его на дачу и раскрывают перед публикой…».
Хотя кукольный мультфильм «Роман с контрабасом» режиссера Иржи Трнка по современным меркам выглядит вполне безобидно и не лишен художественных достоинств, в то время это вызвало беспокойство руководства и даже возмущение некоторых телезрителей, поэтому пальма первенства была передана мюзиклу «Белая акация». Сегодня благодаря тому, что стало известно об этом «эфирном казусе», мы можем уверенно сказать: первый пробный эфир Кировской студии телевидения состоялся как минимум на сутки раньше официально принятой даты!
Зато «Белую акацию» в марте 1958 года показали не раз. Фильм заканчивался, его перематывали и запускали снова. Инженерам нужно было настроить и протестировать сложную аппаратуру студии.
22 июля 1958 года в день приема телецентра в эксплуатацию Кировская телестудия стала 25 -й в СССР областной студией, начавшей регулярное телевещание.
С этих слов начинался показ очерков, снятых на узкую пленку 16 мм. Дело в том, что телецентры в 1958 году создавали под широкую пленку 35 мм. Но таких камер для съемок в Кирове еще не было. Были «полулюбительские» камеры для узкой пленки. И чтобы студия могла показывать сюжеты и очерки, снятые в Кировской области на камеру 16 мм, инженерам пришлось создать систему «Будь здоров» — так в шутку они ее назвали.
Полным ходом идет концерт в прямом эфире, звучит громкая музыка, дирижер увлечен процессом, знаков не понимает или не видит. Тогда помощник становится на колени, и буквально подползает по полу студии к дирижеру. Оператор не видел этого хитрого маневра и начал панораму. Режиссер истерично машет руками, мол, давай обратно! Обратно! А помощник через стекло понимает эти жесты как: «Давай вперед! Чего медлишь!»
Тогда во всей красе зрители увидели, необычную для концерта картину: на фоне выступающих — ползет на коленках человек! Хватает дирижера и настоятельно тянет его от камеры в сторону. Все это действо наблюдают изумленные телезрители и самодеятельные артисты!
Как вспоминает режиссер того эфира Ираида Николаевна Арутюнян, на пульте, что творилось! Сотрудники чуть со стульев не падали! И смешно, и страшно, работать надо дальше! За этот поступок помрежа не наказали. Но впредь посоветовали в кадр на коленках не вползать!
Остроты ситуации добавляло то, что отец Галины Пчеляковой был первым секретарем обкома, руководил всей Кировской областью. Кстати, именно Александр Павлович Пчеляков как руководитель региона в 1956 году принял решение строить телецентр на улице Урицкого г. Кирова. Хотя специалисты управления связи предлагали для строительства два варианта: один в северной части города Кирова, другой в Чижах. Площадка в Чижах была выше и удобнее для распространения сигнала, но по настоянию первого секретаря обкома выбрали место поближе к центру города.
Например, однажды деловые переговоры по рации старшего инженера аппаратно-студийного комплекса Валерия Николаевича Лугинина и главного инженера телецентра Ивана Алексеевича Труфнова попали в телевизионный эфир. Инженеры отчасти стали телеведущими. И показали себя вполне достойно в этом амплуа.
А дело было в1967 году, накануне прихода в Кировскую область телевизионного сигнала из Москвы. При подготовке к запуску вещания ЦТ в Кировской области связисты и телевизионные инженеры тестировали радиорелейную линию Кез-Балезино. Общались с коллегами через УКВ рации, но частоту выбрали такую, что точно попали на звуковое сопровождение телепередач в городе Глазов. И телевизионная программа стала принимать переговоры по рации.
Когда говорили вятские инженеры, в Глазове в телевизорах пропадал звук и было слышно только радиопереговоры. На второй день позвонили из Удмуртии и гневно сказали:
— Вы что делаете! Хулиганы
— А что мы делаем? Ничего не делаем! — удивленно спрашивает Валерий Николаевич Лугинин.
— Ну как же! Весь Глазов вас слышит! Вы там бог знает, чего говорите!
Два дня, не зная того, инженеры кировского телецентра общались по рации в прямом эфире телевидения Удмуртии! И хотя работа по налаживанию радиолинии шла тяжело и проблемно, вятские инженеры не сказали в эфире ни одного бранного слова! Вот что значит воспитание!
Линия связи была успешно настроена и 4 ноября 1967 года Кировский телецентр транслировал первую 15-минутную программу из Москвы по временной радиорелейной линии. А уже 7 ноября 1967 года с трансляцией праздничного парада на Красной площади в Киров пришел уверенный и качественный сигнал из Москвы. Некоторые кировчане, у кого дома уже были цветные телевизоры, смотрели парад в цвете!
По воспоминаниям ветеранов, первые годы истории телевидения были переполнены казусами. То пленку зарядят в киноаппарат вниз головой, то в эфире с грохотом лопнет лампа освещения. То неожиданно порвется пленка, а диктора нет на месте, и режиссер показывает пустующий стул в студии... С каждым случаем тщательно разбирались, собирали объяснительные, служебные записки. Но главной целью было не найти и наказать виновника, а выяснить причины происшествия и устранить их в будущем.
Так постепенно дикторы научились подбирать правильный гардероб, и поняли, что не каждое модное платье может украсить эфир. Режиссеры получили оперативную радиосвязь со студией, операторами и помощниками. Во время прямого эфира теперь не нужно было через стекло общаться с помрежем знаками и жестами, а тому не нужно было ползать на коленках по студии.
И в финале мне, как автору статьи, хочется сказать: казус в эфире — это путь к прогрессу, но, как режиссеру прямых эфиров, напротив, хочется произнести - «Не дай Бог!».
Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.