Но нас будет интересовать несколько другой аспект в свете истории телевидения. Надо отдать должное режиссеру фильма Владимиру Меньшову, он досконально точен даже в мелочах. В кадре студийные телекамеры для прямых трансляций. Они полностью соответствуют времени действия - это 1958 год. Эти телекамеры не предназначены для съемки на кинопленку или для другой записи изображения. Они работают только в режиме прямого эфира!
Телезрители впервые в домашних условиях смогли, как сейчас принято говорить, «онлайн» увидеть торжественное прохождение колонн кировских предприятий. Многих особенно поражало то что они видели своих знакомых и коллег в прямом эфире.
Экспериментальный отечественный образец передвижной телевизионной станции ПТС-47 создали во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевизионной техники в 1948 году. Первая опытная внестудийная черно-белая трансляция с помощью этой станции состоялась 1 мая 1949 года с военного парада и демонстрации, проходивших на Дворцовой площади в Ленинграде.
Для прямых трансляций требовалось сразу несколько телекамер работающих с разных точек обзора и на разной крупности плана. ПТС с тремя камерами КТ-5 начали разрабатывать в 1952 году. В 1954 году изготовили первый образец под наименованием ПТС-52. Все оборудование станции разместили в одном автобусе ЗИС-155. Специфика работы станции подразумевала не только перевозку телевизионного оборудования к месту событий, но и работу телережиссера и инженера техники и передатчиков, звукооператора. Непосредственно во время трансляции все они располагались внутри у пультов, поэтому салон автобуса подходил для такой работы лучше всего.
Суть работы передвижной телестудии в том, что изображение с 3-х или 4-х камер режиссер с помощью пульта коммутирует в зависимости от развития событий и зритель видит происходящее с разных ракурсов. Звукорежиссер следит за качеством и уровнем звука, а инженеры контролируют передачу радиосигнала.
Практика показала, что размещение всего оборудования станции в одном автобусе усложняет работу из-за стесненных условий. Поэтому второй и третий образцы ПТС-52 изготовили в Ленинграде уже в двухмашинном варианте.
Появление ПТС на Кировском телевидении позволило вести трансляции не только из павильона студии, но и с колхозных полей, с промышленных предприятий, как это показано в фильме «Москва слезам не верит».
Особую любовь зрителей завоевали трансляции спортивных соревнований. С 1962 года крупные спортивные соревнования кировчане могли смотреть у себя дома. Очень популярны были трансляции футбольных матчей со стадиона «Динамо», болельщики теперь могли следить за успехами любимой команды, не вставая
Так же с помощью ПТС велись трансляции спектаклей, концертов и даже цирковых представлений! С помощью ПТС велись трансляции из зала Кировской филармонии популярной программы «Вятские зори».
В прямом эфире кировского телевидения выступали самодеятельные творческие коллективы со всей области. Для многих выступление в этом песенном конкурсе стало путевкой в яркую творческую жизнь.
Первопроходцем прямых трансляций на кировском ТВ стал главный режиссер студии Владимир Николаевич Бучин, именно он 1 мая 1962 года работал на первой прямой трансляции с места события в городе Кирове.
Владимир Николаевич, так вспоминает об этом переломном моменте в истории Кировского телевидения: «Это была не просто передача телевизионная -это была передача особой важности, на Театральной площади шла демонстрация трудящихся -а для нас это была первая демонстрация наших технических и творческих возможностей в этой сфере. Были привлечены для подготовки этой передачи наши лучшие журналистские силы. Мы не просто показывали прохождение колонн, а брали интервью, с киносюжетами об успхах народного хозяйства в трансляцию вклинивалась и студия. Получилась огромная, объемная передача. Тогда колонны шли долго почти 4 часа.»
Поскольку в демонстрации участвовали представители всех поколений, сценарий к программам готовили всем миром. Николай Булычев как главный редактор отвечал за подготовку общего сценария в который входили тексты, написанные журналистами, детских, промышленных, общественно-политических программ. Среди авторов текстов были Тамара Копанева, Маргарита Кремова, Нина Сведенцова.
В кадре на демонстрациях всегда работали дикторы это Нина Кащавцева, Елена Услова, Александр Ворожцов и журналисты Леонид Добровольский, Нина Сведенцова, Николай Булычев.
В 1970-е годы ПТС кировской студии телевидения в месяц делала по 15 выездов на прямые трансляции. Тогда как в других областях России всего по 5-6 выездов в месяц. Активное использование передвижной телевизионной станции поощрял председатель Кировского телерадиокомитета Геннадий Тимофеевич Фокин. Он видел в прямых трансляциях с места событий важную часть работы коллектива телестудии.
Кстати, с ПТВС в Кирове началась история цветного телевидения. Вот как об этом вспоминает Владимир Семенович Чирков в 1974 году директор радиотелецентра: «Учитывая наш большой опыт использования ПТС Гостелерадио СССР привлекло нас к обеспечению телевизионных трансляций соревнований Олимпийских игр в Москве, выделив нам для этого передвижную телевизионную станцию 3-го поколения ПТВС-3ЦТ».
Для подготовки станции к работе на Олимпиаде в Кирове была создана сборная команда лучших специалистов радиотелецентра, возглавил которую Владимир Александрович Харлампиев. Виктор Николаевич Морозов в 1980 году инженер по телевизионному оборудованию кировского телецентра вспоминает «На тот момент ПТВС-3ЦТ была самая современная. Началась подготовка персонала. Поездки в Москву на стажировку. Набрали усиленный состав со всех служб. Мы полгода обкатывали эту машину. Ездили в Котельнич, проверяя ходовые качества и где-то за два месяца до Олимпиады выдвинулись в Москву»
В очень многих трансляциях Олимпиады 80 принимала участие творческая и инженерная бригады кировской ПТВС. Кировчане работали буквально на пределе. В течении двух недель находились на своем посту по 12 часов и больше! Олимпиаду отработали профессионально и надежно. За качественную трансляцию соревнований коллектив кировской ПТВС получил благодарственное письмо Гостелерадио СССР.
В 1988 году ПТВС-3ЦТ заменили на ПТС-ЦТ «Магнолия 83А» производства Шяуляйского телевизионного завода Banga на шасси КамАЗ-Ajokki, совместного производства с Финляндией. Она была рассчитана на работу с четырьмя камерами КТ-178 и одной дополнительной репортажной камерой.
Внутри была размещена аппаратура уже с применением цифровых технологий. Например, с помощью этой ПТС велась трансляция богослужения патриарха Кирилла в селе Великорецком в 2017 году. Преимущество этой техники в том, что она полностью автономна. И может работать даже в лесу, не подключаясь к источникам питания.
Давайте вернемся, к классике советского кинематографа. Помните, как один из героев фильма «Москва слезам не верит» сказал, что скоро ничего не будет… «а будет одно сплошное телевидение!» Сразу все осудили эту мысль. Завязался спор. Но что такое телевидение? Это в переводе «дальновидение», в этом термине не определен способ доставки изображения. Когда-то телевидение было аналоговым и «ламповым», теперь стало цифровым. И уже каждому доступна возможность вести прямые эфиры на огромные расстояния с помощью социальных сетей. Да, сегодня это называется «стрим», «стримиться» на молодежном сленге. Но суть от этого не поменялось — это то же самое «дальновидение», то есть телевидение и ПТС у многих теперь легко размещается в кармане брюк или в небольшой сумке. Так что герой фильма говоривший про «сплошное» телевидение был не так уж далек от истины…
Алексей Фоминых режиссер ГТРК «Вятка» автор программ по истории и краеведению.