Позвольте этот материал на правах автора рубрики начать с самого себя.
Такой ход может показаться нескромным, но так уж получилось, что я работаю именно режиссером. Режиссером прямых эфиров, трансляций, интервью, очерков и фильмов. В каждом из этих жанров режиссер играет немаловажную роль. Он тот, кто организует весь процесс на съемочной площадке и в студии. Режиссер в конечном итоге отвечает за результат в эфире. От запятой в титре — до эмоционального настроя героев съемки!
Режиссер В.Н. Бучин и оператор Ю.Ф. Веретенников
Главный вопрос, возникающий у тех, кто интересуется этой профессией: «Как становятся режиссерами?». Единого ответа на этот вопрос, конечно нет. Первые телевизионные режиссеры кировского телевидения пришли на студию из театра — об этом расскажу чуть позже. Кто-то проходил многолетний путь от помощника и ассистента режиссера до режиссерского пульта.
Я же сам никогда не мечтал стать режиссером, если честно, и мысли не было!
Я интересовался историей и археологией. Побывать на раскопках, работать в запасниках музея научным сотрудником было пределом моих юношеских грез из разряда «кем быть?»
Попал я в эту телевизионную профессию благодаря...службе в армии!
В июле 1994 года я получил повестку и ушел служить. Попал во Внутренние войска МВД России. Первое, чем мы занимались после прохождения курса молодого бойца и принятия присяги, это караульная и конвойная служба, патрулирование улиц, охрана порядка на спортивных соревнованиях, в частности на хоккейных и футбольных матчах. Мы обеспечивали конвоирование подсудимых в процессе судебных заседаний. В общем служба была настоящей. Оружие боевое. Наверное, по этой причине в нашем подразделении практически не было той жесткой дедовщины, о которой кричала пресса в 1990-е годы.
В караулы и наряды мы заступали вместе со старшим призывом, вместе несли службу, конечно, большая работа по профилактике проводилась и офицерами части. В 1995 году наша рота в составе Батальона оперативного назначения (БОН-2) отправились в служебную командировку на Северный Кавказ. Так мы оказались на войне. На первой Чеченской пришлось испытать и обстрелы колонн, и огонь из «зеленки», грохот разрывов мин и свист пуль. В такой боевой обстановке, как это ни странно звучит, и произошло мое первое близкое знакомство с телевидением.
Интервью на заставе. Чечня 1995 г
К нам на заставу прибыла съемочная группа ГТРК «Вятка». Это был храбрый поступок. Преодолеть узкие дороги по «зеленке», абсолютно простреливаемые со всех точек. Проехать десятки километров на броне БТР-а в пыли и зное. Все для того, чтобы записать приветы кировских ребят домой. В то время это было очень важно. С семьей был один канал связи — письма, которые шли неделями.
На заставу съемочная группа приехала к вечеру. Это были журналист Андрей Купарев и оператор Владислав Услов. Ночью был сильный обстрел. Бой. И Владислав Николаевич вместе с солдатами бегом бросился на бруствер, чтобы успеть заснять моменты боя. Между раскаленных стволов АК-74, то тут, то там мелькал объектив видеокамеры. Эти кадры и сейчас хранятся в нашем архиве.
А на следующий день оператор отправился в круговую по постам. На каждом записывал небольшое интервью и приветы родным. Попал в этот маршрут и мой пост. Пост гранатометчика (РПГ7) находился несколько на удалении и прикрывал КПП заставы, поэтому ко мне пришли уже в самом конце — перед сменой с поста.
Первое что я услышал — это ободряющие слова Владислава Услова. Его уверенный с хрипотцой голос. Я передал приветы. Рассказал о нашей службе. Автор фильма Андрей Купарев взял мое интервью полностью в фильм. А когда мы вернулись в Киров, он пригласил меня и офицера Сергея Петровича Немасева на прямой эфир, в студию 5 Городского канала.
Интервью состоялось. А я получил увольнительную и познакомился с сотрудниками кировского телецентра. Мне понравилась эта работа под софитами, люди здесь не ходили, а бегали, не говорили, а декламировали. По крайней мере, мне так казалось после полугода, проведенных в полевых условиях.
Ассистент режиссера Алексей Фоминых 1997 г
После демобилизации в феврале 1996 года у меня возник житейский вопрос- куда пойти работать? Первая профессия — реставратор архитектурных деталей зданий предполагала работу на стройке. Было и весьма лестное предложение из одного силового ведомства. Но опыт интервью в окопе и впоследствии в студии меня уже отравил атмосферой творчества и полета фантазии. И я пришел на ГТРК «Вятка» работать ассистентом звукорежиссера.
Каждый день я рассказывал дома, что сегодня общался с таким-то диктором! Что выдавал музыку на эфир диктора Елены Александровны Условой! И очень гордился своей малой причастностью к большому делу телевидения!
Чуть позже в 1996 году мне предложили перейти в Главную редакцию информации в программу «НПН» - Наши последние новости. Руководила редакцией Галина Леонидовна Земцова, а моим непосредственным начальником стала старший режиссер редакции информации Нина Дубровина.
Пришел я работать в этот дружный коллектив в должности ассистента режиссера. Мне поручили набирать и выдавать титры. Формировать текст сводок погоды. Приходилось носить тексты журналистов в машбюро и обратно. Главным была работа помощником режиссера на прямых эфирах выпусков «НПН».
Вот так, далеко не сразу я попал в режиссерский коллектив кировского телевидения.
Владимир Николаевич Бучин на монтаже передачи 1990-е гг
В то время Главным режиссером ГТРК «Вятка» был Владимир Николаевич Бучин. Он регулярно проводил «Режиссерские часы», где собирались режиссеры, ассистенты, операторы, звукорежиссеры и горячо обсуждали минувшую неделю, передачи — их недостатки и преимущества. Для меня это была особая школа: я все слушал и впитывал каждое слово, старался осмыслить каждую реплику!
К нам, ассистентам, Владимир Николаевич Бучин относился буквально по-отечески. Всегда расспрашивал, интересовался работой. Давал советы. И главное, он всегда внушал нам — что хороший ассистент, это тот, кто мечтает стать режиссером! И стремится им стать!
Его слова, душевную поддержку и чуткость к молодому поколению я хорошо помню до сих пор. Именно благодаря общению и работе с Владимиром Николаевичам, я понял кем хочу быть. Я хочу быть режиссером! Это произошло в 1998 году. С этого времени и веду отсчет своей профессиональной деятельности на ниве телережиссуры.
Особым моментом было для ассистента посвящение в режиссеры. Переступить этот порог значило вырваться на просторы практически неограниченного, постоянного творческого поиска. Режиссер — это и видение кадра, и внимательность к герою, умение общаться и руководить. Умение быстро принимать решение и главное чувствовать нерв и ритм передачи!
Главный режиссер Кировской студии телевидения М.Н. Кублановский за режиссерским пультом 1960-е гг.
Профессия телевизионного режиссёра требует знаний не только в области режиссуры, но в области искусства, фотографии, литературы. При этом он должен разбираться в монтаже, в съемочной технике — знать, какой способ съемки и какое оборудование использовать для того или иного эпизода. Эти и другие технические навыки помогут донести мысль до зрителя — правильно поставить задачу оператору и осветителю.
А теперь к истории. Первое поколение телевизионных режиссеров миновало ступень ассистента, так как телевидение строилось практически с чистого листа. На Кировскую студию телевидения первые режиссеры пришли буквально с театральной сцены. Это были люди с большим опытом режиссерской и актерской работы в театре.
Михаил Наумович Кублановский стал первым Главным режиссёром Кировской студии ТВ и первопроходцем вятского телевидения. Он родился 13 апреля 1910 года в городе Мариуполе. В годы Великой Отечественной войны возглавлял театральную бригаду по обслуживанию частей действующей армии Северо-Западного, Калининского и Карельского фронтов.
После 1953 года приехал в город Киров, а в 1958 году с должности актера Кировского Драмтеатра был переведен на должность режиссера только созданной телестудии.
В 1960-1970 годах Михаил Кублановский — главный режиссер Кировской студии телевидения. На Кировской студии телевидения он как режиссер подготовил более 500 телеспектаклей и передач, снял около 20 телефильмов, в том числе фильм «Герцен в Вятке». По его инициативе на студии был создан телевизионный детский театр, кукольный театр, был снят первый художественный фильм.
Режиссер Николай Налигацкий за пультом, в центре. 1960-е гг.
Еще до пуска Кировского телецентра в эксплуатацию на студию работать режиссером пришел актер и режиссер Кировского Драматического театра Николай Сергеевич Налигацкий.
В мае 1958 года, еще в период пробного вещания телецентра, вышла в эфир первая оригинальная передача кировского телевидения тележурнал «Юные ленинцы» - ее подготовил режиссер Николай Налигацкий. Также он стал режиссером-постановщиком первого телевизионного спектакля Кировского телевидения «Глубокие корни».
Телережиссер Олег Сергеевич Баудер в 1962 году пришел работать на Кировскую студию телевидения из ТЮЗа. Сначала ассистентом режиссера, а затем режиссером редакции пропаганды. Работал над первыми выпусками местных новостей, готовил передачи о сельском хозяйстве, спорте, репортажи в прямом эфире с передвижной телевизионной станции (ПТС), концерты и спектакли.
Кировские кинодокументалисты 1980-е гг.
Не только прямыми эфирами была наполнена профессиональная жизнь телевизионных режиссеров. С момента появления возможности снимать документальные фильмы и очерки на кинопленку появилась возможность создавать произведения, которые впоследствии вошли в золотой фонд вятского телекино!
Всесоюзную и даже мировую известность кировскому телевидению принесли кинодокументалисты студии «Киров-телефильм». В 1975-м Кировская студия телевидения стала официально фильмопроизводящей студией, 14-й в СССР.
В это же время Гостелерадио СССР поручило Кировской студии съемки в пяти областях: Кировской, Ярославской, Костромской, Вологодской и Марийской республике. Для показа по ЦТ и тиражирования для региональных телестудий кировские кинодокументалисты ежегодно снимали 7-8 документальных фильмов общим объемом 2,5 часа.
Владимир Бучин сам прошел путь к телережессуре через должности помощника режиссера и ассистента. Став Главным режиссером в 1970 году Владимир Николаевич направлял на профессиональную подготовку в Ленинград и Москву молодых ассистентов режиссера, создав тем самым целую плеяду профессиональных режиссеров.
Сам Владимир Николаевич внес неоценимый вклад в то чтобы Кировская студия телевидения получила поистине мировую известность. В 1968 году он снял первый цветной фильм на кировском ТВ «Дымковская игрушка» по сценарию писателя Леонида Дьяконова и в сотрудничестве с кинооператором Анатолием Афанасьевичем Лапухиным. Этот фильм на многие годы стал эталоном цветного телевидения СССР.
Владимир Николаевич Бучин был удостоен звания заслуженного работника культуры РФ, отличника телевидения.
Режиссер В.Н. Бучин на съёмках фильма “Поющие краски” (1985 г.) с мастерицей Лидией Фалалеевой.
У истоков создания в Кирове студии документальных фильмов стоял драматург Исаак Соломонович Шур. 1 сентября 1967 года он был назначен старшим редактором редакции кинопроизводства Кировской студии телевидения. Он написал сценарии к документальным фильмам, которые демонстрировались также и на всесоюзном экране. Вот названия некоторых из них: «Зеленый шум» (1968 г.), «Сказка о «Белке» (1968 г.), «Сыны мои» (1970 г.), «Природа и фантазия» (1971 г.) и др.
В январе 1976 г. главным редактором студии «Киров-телефильм» был назначен Юрий Дмитриевич Авдеев, яркий и творческий человек, журналист с поэтическим даром. Он придал огромный импульс развитию вятского телекино. Впоследствии студия стала называться «Вятка-телефильм». С 2002 г. ее возглавил дважды лауреат Государственной премии России, Заслуженный деятель искусств, режиссер Алексей Иванович Погребной. Всего студией было подготовлено более 400 документальных фильмов.
Лауреаты Государственной премии РФ, съемочная группа студии «Вятка-телефильм» на Красной площади в Москве.
Алексей Иванович Погребной на Кировском телевидении работал с 1974 г. в должности кинорежиссера. Он снял около 100 фильмов, получивших более 170 наград российских и международных кино и теле фестивалей. В фильмах Алексея Погребного прослеживается многолетний пристрастный интерес к жизни российской провинции. Алексей Иванович Член Союза кинематографистов России, Член Евразийской академии телевидения и радиовещания. Заслуженный деятель искусств России.
А.И. Погребной, В.А. Коробейников, В. Г. Подлевских, О.В. Самсонова.
Вся творческая бригада, работавшая с Алексеем Погребным, была удостоена Государственных премий РФ (2000, 2004 гг.) за телесериал «Лешкин луг» и фильм «Извините, что живу». Также документальные фильмы Алексея Ивановича Погребного «Извините что живу» и «Счастливчик» в 2002 и 2004 были удостоены награды — статуэтки «Орфей» ТЭФИ-РЕГИОН.
Марина Валентиновна Дохматская. Фото сделано в тон-ателье студии «Вятка телефильм»
Кинорежиссер Марина Валентиновна Дохматская пришла на телевидение в 1967 году, когда ей было 18 лет. Работала помощником режиссера, ассистентом, вникала в тонкости профессии, набираясь опыта у ведущих мастеров кировского ТВ. Окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
Сегодня в фильмографии режиссера Марины Дохматской, Заслуженного деятеля искусств России, Действительного члена академии кинематографических искусств «НИКА», около 100 документальных фильмов. Среди них: «На дальней станции сойду», «День на исходе тепла», «Обет», «Спой мне, спой, Прокошина…» и др. Все фильмы отмечены престижными наградами Всесоюзных и Всероссийских кинофестивалей.
Особой наградой отмечен фильм «Древо Васнецовых» – специальным призом академика Дмитрия Сергеевича Лихачева за вклад в культуру. Фильм «Солдат и маршал» удостоен «Гран- при» Всесоюзного конкурса «Культура на телевидении» 2002 г. Золотая медаль Серафима Саровского на Всесоюзном фестивале «Православие на телевидении» 2004 г. присуждена проекту «Территория». В 2015 г. фильм «Под святым омофором» удостоен наград на ХХ Международном фестивале «Радонеж» и «Человек и вера».
Режиссер Римма Яковлевна Лаптева
Особый вклад в сохранение народных традиций и исторических корней Вятского края внесли своими передачами и фильмами режиссеры Гертруда Николаевна Якушевич и Римма Яковлевна Лаптева. Циклы программ «Из прошлого Вятки» и «Сказки старого города» стали настоящей видео-энциклопедией для краеведов и любителей истории.
Режиссер Гертруда Николаевна Якушевич
Их передачи отличались особым творческим почерком и вкусом, особенно зрители тогда и сейчас ценят передачи с элементами постановочных съемок и исторической реконструкции событий. Гертруда Николаевна и Римма Яковлевна получили почетное звание Заслуженный работник культуры России. И их работы были отмечены на многих российских и международных телефестивалях. Особый вклад в развитие такого редкого сегодня направления, как телевидение для детей, внесла телережиссер Гертруда Якушевич — ее программа «Муравейник» стала долгожителем кировского эфира, была отмечена призами и наградами в номинациях телевидение для юношества и творческий старт, так как авторами программ были сами дети! В творческой деятельности Гертруды Николаевны проявился особый педагогический талант — умение работать с большим детским коллективом. Подробнее об этом можно прочесть в статье «Телевидение детям!».
Режиссер Татьяна Алексеевна Халезова и звукорежиссер Владимир Алексеевич Коробейников на вручении статуэтки Орфей ТЭФИ-РЕГИОН
Режиссер телевидения и кино, заслуженный работник культуры Российской Федерации Татьяна Алексеевна Халезова более 50 лет проработала на кировском телевидении. Сейчас она готовит выпуски проекта «Хронограф телевидения», которые можно увидеть на сайте ГТРК «Вятка». В этих небольших биографических зарисовках Татьяна Алексеевна рассказывает о тех, кто внес значительный вклад в становление и развитие кировского телевидения. Кстати, среди героев «Хронографа» немало режиссеров кировского телевидения.
В творческом багаже режиссера Татьяны Халезовой десятки очерков и фильмов. Героями фильмов и передач Татьяны Алексеевны становились разные люди. Сельский священник, успешный драматург, молодые энтузиасты из райцентра, рок-бунтари – судьба каждого из них, с точки зрения режиссера, одинаково интересна и дает возможность поразмышлять о жизни, вечных темах и непреходящих истинах.
Документальные фильмы режиссера Татьяны Халезовой «Непридуманное путешествие» 2002 г. о Ф. Шаляпине и его вятских корнях, «Стезя Исаака Шура» 2005 г. (автор Б.Г. Свистунов) стали победителями Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ- Регион» .
В студии с призами. Справа: оператор В.Н. Услов, в центре режиссер А. И. Погребной, слева звукорежиссер В. А. Коробейников
Несмотря на то, что телевизионный режиссер по сути профессия «закадровая», никакая другая специальность на ТВ не сравнится с количеством призов и почетных регалий, полученных режиссерами Кировского телевидения. Это говорит о важной роли этой профессии в творческом процессе создания телевизионного контента. Роль эта несомненно ведущая!
Режиссеры ГТРК «Вятка» постоянно совершенствовали свой профессиональный уровень в поездках на фестивали и в общении с мастерами этой редкой профессии. Учились на курсах повышения квалификации в Москве.
В 2006-2008 году мне посчастливилось изучать телережессуру в Московском институте повышения квалификации работников телевидения. Учился на курсе известного режиссера-документалиста Игоря Константиновича Беляева (1932-2018). Игорь Беляев был членом Союза журналистов, Союза кинематографии, Академии российского телевидения ТЭФИ, киноакадемии «Ника» и Евразийской академии телевидения и радио.
Игорь Константинович Беляев. Советский и российский кинорежиссер-документалист (Фото: rg.ru)
За свою долгую творческую жизнь Игорь Константинович снял более ста фильмов. Среди которых такие киноленты как «Летопись полувека. Год 1946», «Путешествие в будни» (1962), «Этот удивительный спорт» (1971), «Обгоняющие время» (1980), «Деревенские повести» (1981), «Молитва» (1998).
В каждой работе Игорь Константинович проявлял себя не только как профессиональный режиссер, но и новатор. Он постоянно вносил новые приемы и методы в, казалось бы, устоявшийся жанр документального кино.
Отдельной строкой в творчестве кинорежиссера Беляева проходят фильмы, снятые на военные темы: «Частная хроника времен войны», «Священная война» (24 серии о Великой Отечественной войне), «Собачий вальс», «Опаснее врага» (пять фильмов о первой чеченской войне); «Настоящая война» (три фильма о второй чеченской войне) и «Кавказский крест» (пять серий).
Два года мы, режиссеры региональных телекомпаний, имели счастье общаться с этим удивительным и неординарным человеком. Его лекции были необычны и оригинальны как он сам! Мы много смотрели и обсуждали документальное кино. Игорь Константинович считал «насмотренность» главным качеством для режиссера. Нужно было не просто посмотреть фильм, а необходимо проанализировать его, высказать свое мнение. Часто возникали на лекциях дискуссии. Мы разбирали приемы работы оператора и режиссера. Смысловую нагрузку кадра и всего произведения.
Курс Игоря Константиновича Беляева. Будущие режиссеры документального кино из разных регионов Росси и даже из ближнего зарубежья 2007 г. (автор четвертый слева)
Помню случай, когда перед защитой дипломных работ — фильмов — на лекцию Игоря Константиновича я принес купленную в книжном магазине его книгу «Спектакль документов». Я попросил подписать книгу — дать авторский автограф. Игорь Беляев демонстративно отказал. Нет, я еще не видел фильм. Вот посмотрю, что ты снял, что привез на защиту только тогда!
Прошла неделя. Книга не подписана. Мы показываем свои работы, обсуждаем, горячо спорим. Про книгу, я думал, Игорь Константинович уже давно позабыл...мало ли у него таких вот студентов из разных уголков России и ближнего зарубежья? Жаль, думаю, книга будет без автографа! Ну и ладно! Зато интересная, в ней часть души учителя!
Вдруг на перерыве, после просмотра моего фильма Игорь Константинович подозвал меня и говорит: «А где книга? Давай подпишу!»
Не забыл! Это была лучшая для меня оценка дипломной работы! Книга и сейчас стоит дома на самом видном месте! А еще я сохранил конспекты лекций Игоря Константиновича Беляева.
Для тех, кто серьезно интересуется профессией режиссера и ее содержанием, это действительно бесценные слова и мысли!
Не могу не поделиться ими! Их важно знать каждому режиссеру, и не обязательно телевизионному — это универсальные истины!
Игорь Константинович Беляев (1932-1918), советский и российский кинорежиссер-документалист:
«Авторский закадровый текст должен быть устным, восприниматься на слух как увлекательный рассказ. А не просто буквы и слова на бумаге»
«Диктор за кадром не читает, а играет роль!»
«Кинопортрет человека — это не фотография, это когда невидимое надо сделать видимым, расшифровать душу человека»
«Если идет прямой разговор со зрителем, то герой должен смотреть в камеру»
«Телегеничность — это способность органично и естественно работать прямо на камеру. Классический пример телегеничности ведущая программ Центрального телевидения — Валентина Леонтьева»
«В интервью для фильма иногда необходимо неожиданным вопросом сбить официальный настрой собеседника»
«В кадре слово должно рождаться, а не быть заранее заготовленным»
«На пленке надо запечатлеть не слова, а мысль!»
«Сегодня на экране требуется ЖИВОЕ СЛОВО!»
Крупным шрифтом в моих записях были отмечены особые интонации Игоря Константиновича на лекциях, на эти мысли он хотел обратить особое внимание будущих режиссеров-кинодокументалистов.
«Для живой беседы нужна ПРОВОКАЦИЯ в кадре»
«Нельзя просто посреди фразы перейти на другое изображение, нужна «точка» или «запятая» для перехода к другому изображению.»
«В фильме нужен «воздух» - дикторский текст не должен все время звучать — нужно время для осознания услышанного зрителем!»
«При двойном портрете на экране необходимо столкновение, конфликт, противопоставление»
«Всегда очень важен жест в кадре. Движения всегда выразительны. Считать жест правильно помогает выбранный масштаб кадра»
«Наша творческая мастерская может называться «ЧЕЛОВЕК!»
«Задача нашей мастерской научить видеть внутренний мир человека, его духовность. Уметь это видеть и исследовать — а главное запечатлеть на экране!»
«Инструмент выражения эмоций на экране: ЗВУКО-ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Слова, видео, звук в единстве создают нужную эмоциональную окраску»
«Зритель сам должен мыслить исходя из полученного звуко-зрительного образа, первенство переживания остается всегда за зрителем»
«Кадр в документальном фильме — это соединение слова, изображения и звука!»
«Живая Троица в документалистике: слово+изображение+звук = экран. Каждый из этих элементов должен быть живым»
«Кинооператор и режиссер должны быть способны выразить внутреннюю сущность человека внешним изображением»
«Документальное кино в значительной степени зиждется на интервью и монологах. Это должно быть интересно, эмоционально. Общение с героем должно превращаться в зрелище на экране»
«Нельзя написать «кинопортрет» без действия, без события и без истории. Это не может быть бессюжетными действиями на экране. Без драматургии портрет не получится»
«Портрет человека на экране есть лучшая форма для расшифровки и познания внутреннего мира героя, себя и исторической эпохи»
(Записано ноябрь 2007 г.)
Надеюсь, эти советы мастера документального кино помогут нашим читателям лучше понять мир телевидения, взаимоотношения автора с героем на съемочной площадке, работу режиссера с изобразительным материалом и главное, в широком смысле, эти мудрые высказывания помогают нам лучше познать душу человека и его психологию!
На съемках фильма Вятская расписная декабрь 2022 г
И как особый символ того, что творческая жизнь продолжается и мы двигаемся вперед, стало только что пришедшее сообщение о победе нашего документального фильма «Вятская расписная» в номинации «Живая история Кирова» на фестивале «НА СЕМИ ХОЛМАХ». Надеемся, что этот фильм впереди еще ждет большая фестивальная история!
Документальный фильм «ВЯТСКАЯ РАСПИСНАЯ» рассказывает о дымковском промысле, который стал брендом Вятской земли и всей России.
В фильме современные кадры создания рукотворной игрушки сменяются архивными съемками разных лет, а герои заставляют задуматься о глубоком смысле вятского промысла.
История о дымковской игрушке звучит голосом заслуженного артиста Российской Федерации, актера кировского драмтеатра Никиты Третьякова. Над фильмом работали автор Ольга Чанцева, режиссер Алексей Фоминых, оператор Андрей Новиков, монтажер Михаил Тюлькин и звукорежиссер Светлана Кушкова.
И между новаторским для 1968 года фильмом «Дымковская игрушка» режиссера В.Н. Бучина и фильмом «Вятская расписная», впервые полностью снятом на фотоаппарат с высоким разрешением видео — через 55 лет пролегла единая линия творческой преемственности и богатых традиций телекомпании ГТРК «Вятка».
Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko