«Казусы в прямом эфире»

«Казусы в прямом эфире»
Напрасно многие думают, что казус — это неожиданное или неприятное происшествие. История без казусов была бы скучна и однообразна. В истории нашей студии есть своя коллекция неожиданных событий, сопровождавших первые шаги телевидения в Кировской области. Некоторые из них значительно повлияли на развитие телевещания, иные могут вызвать лишь улыбку, но вместе все это тоже наша история. И начнем с казуса, который изменил представление о дате первого пробного эфира Кировской студии телевидения.

Ветераны кировского телевидения. Крайний справа Валерий Николаевич Лугинин, второй слева Иван Алексеевич Труфанов

Самый первый выход в эфир описывает в своих воспоминаниях Валерий Николаевич Лугинин, в 1956 -1964 гг. старший инженер аппаратно-студийного комплекса: “Работники, которые монтировали оборудование аппаратной, нам сказали, что сегодня (19 марта 1958 г.) можно начать прокрутку кинокомплекса. Передатчики готовы, и мы стали думать, что же мы покажем. Телевидение тогда было еще черно-белым. Мы решили, что фильм должен иметь большое количество переходов от черного к белому. Светлый, контрастный. Телевидение в то время тяжело воспринимало серые и блеклые тона. Выбрали музыкальный фильм «Белая акация» 1957 г.»

Кадр из Х/ф «Белая Акация» 1957 г.

Долгое время считалось, да и сейчас считается, что мюзикл «Белая акация» дал старт пробным эфирам Кировского телевидения. С показа этого фильма началась эфирная история кировской студии. И вот здесь в историю  вмешался «его величество случай». Об этом «казусе» в советское время постарались забыть, тем не менее мне  удалось найти воспоминания Ивана Алексеевича Труфанова, в 1958 г. главного инженера кировского телецентра, они были записаны в 1991 году:

«Первой передачей был не фильм «Белая акация»! А мультфильм «Роман с контрабасом» 1949 г. В студии техник Тамара Касаткина, выполнявшая на первых порах и роль диктора, объявила , что телезрители сейчас увидят мультипликационный фильм «Роман с контрабасом»! До этого на студии этот мультфильм никто не смотрел. На коробке было написано «МУЛЬТФИЛЬМ». Поэтому его объявили как детскую передачу. Запустили в эфир, а, оказалось, он был совсем не для детей...».

Кадр из мультфильма «Роман с контрабасом» 1949

Вкратце поведаю сюжет этого абсолютно не детского произведения, созданного по мотивам юмористического рассказа А.П. Чехова: «Пока герои мультфильма купались, их одежду похитили. Музыкант берется вызволить девушку из щекотливого положения и прячет ее в футляре контрабаса, а сам отправляется за подмогой. Тем временем футляр находят друзья музыканта. Не подозревая, что в нем сокрыто, они доставляют его на дачу и раскрывают перед публикой…».

Хотя кукольный мультфильм «Роман с контрабасом» режиссера Иржи Трнка по современным меркам выглядит вполне безобидно и не лишен художественных достоинств, в то время это вызвало беспокойство руководства и даже возмущение некоторых телезрителей, поэтому пальма первенства была передана мюзиклу «Белая акация». Сегодня благодаря тому, что стало известно об этом «эфирном казусе», мы можем уверенно сказать: первый пробный эфир Кировской студии телевидения состоялся как минимум на сутки раньше официально принятой даты!

Страница Кировской правды, сообщающая об открытии телецентра 22 июля 1958 г.

Зато «Белую акацию» в марте 1958 года показали не раз. Фильм заканчивался, его перематывали и запускали снова. Инженерам нужно было настроить и протестировать сложную аппаратуру студии.

22 июля 1958 года в день приема телецентра в эксплуатацию Кировская телестудия стала 25 -й в СССР областной студией, начавшей регулярное телевещание.

- Нажимай «Будь здоров»!

С этих слов начинался показ очерков, снятых на узкую пленку 16 мм. Дело в том, что телецентры в 1958 году создавали под широкую пленку 35 мм. Но таких камер для съемок в Кирове еще не было. Были «полулюбительские» камеры для узкой пленки. И чтобы студия могла показывать сюжеты и очерки, снятые в Кировской области на камеру 16 мм, инженерам пришлось создать систему «Будь здоров» — так в шутку они ее назвали.

К телевизионной камере с помощью сложной системы зеркал и линз был подведен кинопроектор для пленки 16 мм. В камере изображение превращалось в электромагнитный импульс и отправлялось в эфир через телевышку. Но возникла проблема синхронизации телекамеры и кинопроектора. Изображение иногда начинало «прыгать», растягиваться и терять резкость.  Инженеры телестудии создали техническую систему, регулирующую совместимость телекамеры и проектора.

Кнопку активации этой системы вывели на режиссерский пульт. В случае появления брака изображения режиссеру из центральной аппаратной по связи кричали: «Нажимай «будь здоров!». Режиссер или ассистент нажимали заветную кнопку — автоматика срабатывала, изображение с кинопленки стабилизировалось! Зрители смотрели качественный фильм, снятый кировской творческой бригадой. На экранах возникали знакомые улицы города, цеха предприятий, стадионы и дома культуры. Система «Будь здоров!» работала надежно!

Первые передачи из Кировской студии шли исключительно в прямом эфире. Зрителей хотелось порадовать не только новой информацией, но и искусством. Перед камерами выступали именитые певцы и танцоры. Самодеятельные коллективы. И вот во время выступления артистов из ДК «XX Партсъезда» произошел казус с ползущим человеком в кадре. Коллектив выступал огромный, камера одна, а перед объективом, как на зло, встал дирижер и перекрыл своей спиной почти весь обзор. Режиссер знаками, через стекло эфирной аппаратной срочно требует от помощника в студии показать дирижеру, чтобы тот освободил кадр.

Полным ходом идет концерт в прямом эфире, звучит громкая музыка, дирижер увлечен процессом, знаков не понимает или не видит. Тогда помощник становится на колени, и буквально подползает по полу студии к дирижеру. Оператор не видел этого хитрого маневра и начал панораму. Режиссер истерично машет руками, мол, давай обратно! Обратно! А помощник через стекло понимает эти жесты как: «Давай вперед! Чего медлишь!»

Тогда во всей красе зрители увидели, необычную для концерта картину: на фоне выступающих — ползет на коленках человек! Хватает дирижера и настоятельно тянет его от камеры в сторону. Все это действо наблюдают изумленные телезрители и самодеятельные артисты!

Как вспоминает режиссер того эфира Ираида Николаевна Арутюнян, на пульте, что творилось! Сотрудники чуть со стульев не падали! И смешно, и страшно, работать надо дальше! За этот поступок помрежа не наказали. Но впредь посоветовали в кадр на коленках не вползать!

Одна из первых журналистов Кировского телевидения Людмила Леонидовна Леготина рассказала такой случай из первых лет работы телецентра. На новогоднюю передачу диктор Галина Пчелякова пришла в изумительном новом платье светло-розового цвета. Ни режиссер, ни оператор не учли особенности черно-белого экрана, который хорошо передает контрастное изображение и практически слеп к полутонам... Поздравление дорогим телезрителям с Новым годом прозвучало в прямом эфире! А на следующий день что было! Весь город гудел: «Вчера диктор вела в новогоднюю ночь, передачу — голая!». На несовершенных кинескопах телевизоров «КВН» телезрители не видели даже намека на платье!

Остроты ситуации добавляло то, что отец Галины Пчеляковой был первым секретарем обкома, руководил всей Кировской областью. Кстати, именно Александр Павлович Пчеляков как руководитель региона в 1956 году принял решение строить телецентр на улице Урицкого г. Кирова. Хотя специалисты управления связи предлагали для строительства два варианта: один в северной части города Кирова, другой в Чижах. Площадка в Чижах была выше и удобнее для распространения сигнала, но по настоянию первого секретаря обкома выбрали место поближе к центру города.

Нина Павловна Дедюхина, в 1958 году старший редактор кинопередач Кировского телевидения, вспоминала, как в 1959 году решили показать первое цирковое представление зверей в прямом эфире. Часть студии для безопасности сотрудников отгородили решеткой. Около ограждения стояли телекамеры, прожекторы, а также рабочие с пожарными брандспойтами. Непривычные к такой обстановке львы, медведи, тигры очень нервничали — вели себя неспокойно. Один из львов бросился на телекамеру.  Стоявший за ней оператор забыл, что есть ограждение и от страха упал.  Режиссеру удалось вовремя сменить ракурс, и зрители ничего особенного не заметили. А вот хищных животных в студию приводить перестали. Зато с появлением в 1962 году ПТС (передвижной телевизионной станции) творческие бригады телевидения стали выезжать в областной цирк и вести прямые трансляции представлений непосредственно с цирковой арены!

Инженеры кировской студии телевидения постоянно улучшали оборудование, вносили свои усовершенствования. Но, конечно, на 100% защититься от неожиданностей в эфире было практически невозможно! Работа в эфире всегда сродни выходу в открытый космос, поэтому в истории телевидения каждый раз «казусы» удивляли своей новизной и неожиданностью.

Например, однажды деловые переговоры по рации старшего инженера аппаратно-студийного комплекса Валерия Николаевича Лугинина и главного инженера телецентра Ивана Алексеевича Труфнова попали в телевизионный эфир.  Инженеры отчасти стали телеведущими. И показали себя вполне достойно в этом амплуа.

Старший инженер аппаратно-студийного комплекса Валерий Николаевич Лугинин

А дело было в1967 году, накануне прихода в Кировскую область телевизионного сигнала из Москвы. При подготовке к запуску вещания ЦТ в Кировской области связисты и телевизионные инженеры тестировали радиорелейную линию Кез-Балезино. Общались с коллегами через УКВ рации, но частоту выбрали такую, что точно попали на звуковое сопровождение телепередач в городе Глазов. И телевизионная программа стала принимать переговоры по рации.

Когда говорили вятские инженеры, в Глазове в телевизорах пропадал звук и было слышно только радиопереговоры. На второй день позвонили из Удмуртии и гневно сказали:

 — Вы что делаете! Хулиганы

 — А что мы делаем? Ничего не делаем! — удивленно спрашивает Валерий Николаевич Лугинин.

— Ну как же! Весь Глазов вас слышит! Вы там бог знает, чего говорите!

Два дня, не зная того, инженеры кировского телецентра общались по рации в прямом эфире телевидения Удмуртии! И хотя работа по налаживанию радиолинии шла тяжело и проблемно, вятские инженеры не сказали в эфире ни одного бранного слова! Вот что значит воспитание!

Линия связи была успешно настроена и 4 ноября 1967 года Кировский телецентр транслировал первую 15-минутную программу из Москвы по временной радиорелейной линии. А уже 7 ноября 1967 года с трансляцией праздничного парада на Красной площади в Киров пришел уверенный и качественный сигнал из Москвы. Некоторые кировчане, у кого дома уже были цветные телевизоры, смотрели парад в цвете!

Первые изображения на телевизионном пульте. Фото В.С. Бельтюкова

По воспоминаниям ветеранов, первые годы истории телевидения были переполнены казусами. То пленку зарядят в киноаппарат вниз головой, то в эфире с грохотом лопнет лампа освещения. То неожиданно порвется пленка, а диктора нет на месте, и режиссер показывает пустующий стул в студии... С каждым случаем тщательно разбирались, собирали объяснительные, служебные записки. Но главной целью было не найти и наказать виновника, а выяснить причины происшествия и устранить их в будущем.

В студии после концерта конец 1950-х начало 60-х

Так постепенно дикторы научились подбирать правильный гардероб, и поняли, что не каждое модное платье может украсить эфир. Режиссеры получили оперативную радиосвязь со студией, операторами и помощниками. Во время прямого эфира теперь не нужно было через стекло общаться с помрежем знаками и жестами, а тому не нужно было ползать на коленках по студии. 

Спасать ситуацию в прямом эфире нередко приходилось телеоператорам, проявляя выдержку и терпение. Однажды в студии лопнула лампа софита, и раскаленные осколки упали вниз, попав оператору за воротник рубашки. Первая реакция — острое желание вскрикнуть! Горячо, жжет!  Но в студии прямой эфир, идет программа и любой крик услышат тысячи телезрителей, а гости собьются с ритма, и передача может сорваться. Поэтому оператор тихонько на цыпочках попрыгал, преодолевая жжение, но не произвел никакого лишнего шума. Передача прошла успешно.

И в финале мне, как автору статьи, хочется сказать: казус в эфире — это путь к прогрессу, но, как режиссеру прямых эфиров, напротив, хочется произнести - «Не дай Бог!».

Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.




новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko
counter

Новости партнеров

Реклама