Принято говорить, что театр начинается с гардероба. С чего начинается путь в главные телевизионные профессии? Кто работает на телевидении и какие уникальные специальности есть у сотрудников кировского телецентра?
Попытаемся в этом разобраться в серии статей, посвященных предстоящему в 2023 году 65-летнему юбилею телекомпании ГТРК «Вятка».
Начнем с профессии ассистента. В истории телевидения ассистенты были у операторов, звукорежиссеров и режиссеров. Мы сегодня обратим внимание на профессию ассистента режиссера, этот аспект особенно важен и интересен. Ассистент режиссера — это первый профессиональный рубеж, взятый творческой личностью в начале пути. Сначала новый сотрудник получал должность помощника режиссера. Это самая первая ступень. С «помрежей» начинали свой творческий путь такие признанные мэтры кировского ТВ, как Владимир Николаевич Бучин, Марина Валентиновна Дохматская и Татьяна Алексеевна Халезова.
Помощник режиссера, хотя и выполнял элементарные функции, был в студии самым востребованным работником. Передавал команды режиссера участникам передачи. Менял фото или другие иллюстрации к программе на пюпитре в студии. Встречал и провожал гостей в студию. Разносил микрофонные папки на подпись руководства и ведущим. Приносил готовые тексты из машинописного бюро. Иногда помрежу доверяли проверку готовности студийных декораций, он же должен был следить, чтобы в стакане у гостя была вода — в студии всегда было очень жарко.
Работа — это всегда обучение, познание нового, особенно если твои наставники — режиссеры телевидения с большим театральным опытом. Общение и совместная работа с такими режиссерами, как Михаил Кублановский, Олег Баудер, обогащала молодых сотрудников телевидения, давала творческий настрой. Поэтому профессиональный рост был неизбежен!
Следующим этапом становления будущего телережиссера становилась должность «ассистента режиссера». Об этой должности мечтали и тем, кто вступил в нее, даже по-доброму завидовали. Ведь ассистент режиссера допускался в святая святых телевизионной «кухни» — в АСБ — аппаратно-студийный блок, где находился огромный режиссерский пульт с множеством кнопочек и рычагов. Ассистент режиссера должен был досконально изучить это переплетение коммутаций камер, буквопечати, шахматную доску мониторов и прочие нюансы работы в прямом эфире.
Первый выход в прямой эфир приравнивался выходу в открытый космос. Режиссер программы выполнял функции стратега и главнокомандующего, а все кнопки на пульте по его команде нажимал уже ассистент. Он должен был начать с заставки программы, нарисованной художником и вписанной оператором. Затем плавно перейти на общий план студии, дать крупный план ведущего. Показать гостей в студии. В нужный момент запустить сюжет из кинопроекционной.
Руки, конечно, первый раз дрожали, ладошки потели, в глазах рябило. Но стоило себя перебороть — и прямой эфир шел ровно и размеренно. Согласно сценарию. Через год ассистент режиссера — уже уверенный работник прямого эфира. Надо отметить, что в отсутствии видеозаписи прямые эфиры — это практически все вещание Кировской телестудии, поэтому работы у ассистентов режиссеров всегда было много.
Следующая ступень профессионального роста для ассистента телережиссера — монтаж сюжетов и зарисовок. Особенно ответственным работникам режиссер иногда доверял монтаж кинозарисовок и небольших сюжетов. Это было уже прикосновение к великому искусству монтажа! Каждый ассистент в тайне гордился, когда в эфир шел снятый и смонтированный при его участии киноочерк или кинорепортаж.
Много было работы в телепостановках, телеспектаклях. Здесь доставалось всем. Декораторам, осветителям, но особенно помощникам и ассистентам режиссера. Довести правильно режиссерскую задумку до стадии воплощения на съемочной площадке. Отрепетировать все действия актеров и участников съемок или прямого эфира. Если нужно, и поправить прическу, заметить недочет в костюме и так же исправить его. Ведь у прямого эфира, в который выходили многие телеспектакли, второго шанса на другой дубль не было!
С появлений первых компьютеров на телевидении, а это произошло после Олимпиады 80, в обиход входит слово «буквопечать». Все это также стало важной частью работы ассистента режиссера кировского телевидения.
Представить выступающего в студии — имя, фамилия, должность. Правильно без ошибок набрать титры. Выдать на пульте в нужный момент. Начальные и конечные титры в передаче набирал ассистент режиссера. Важно было также не ошибиться с текстом, подобрать нужный спецэффект для выхода титров.
Титровальные компьютеры уже тогда позволяли менять цвет шрифтов, дистанцию между строчками. Особо продвинутые ассистенты могли набрать и «бегущую строку», задав ей нужную скорость, что очень пригодилось в начале 1990-х, когда реклама стала успешно завоевывать эфирное время.
В эфире программы «НПН» ведущий Александр Глухов
И о погоде...Всегда говорил в конце выпуска новостей диктор телевидения. Менялись красивые фотооткрытки с видами города Кирова и районов области. На их фоне бежали вверх титры с названием населенных пунктов и ожидаемой температурой воздуха. Рядом можно было изобразить хмурую тучку или яркое солнышко. За неимением интернета в то время погода была самым ожидаемым эпизодом программы. Ее ждали, не отходя от телевизора. Поэтому и такое внимание к титрам и особенно опечаткам в них было у кировских телезрителей. Любая неточность вызывала шквал звонков на телестудии.
Однажды ассистент режиссера печатал программу. Вчера было 28 февраля -он автоматически набрал 29 февраля, но год был не високосный! Вся Кировская область была в шоке! Что с календарем? Уже високосный год? Хотя должно было быть 1 марта. Просто молодой ассистент спешил на свидание и не подумал свериться с календарем, заставив тем самым волноваться многих людей.
Редакция информации Кировского телевидения 1998 год. Стоят справа во втором ряду ассистенты режиссера А.Фоминых, М. Тупоногов. Сидит с заставкой НПН Старший режиссер новостей Н.Дубровина
Были и менее глобальные опечатки, теперь вызывающие улыбку, а в то время невнимательному ассистенту за это грозило строгое взыскание. Например, в одном из выпусков прогноза погоды обещали заморозки на почТе. Естественно, служащие почтового ведомства не пострадали, а иней украсил вятскую почВу. В другой раз ассистент режиссера «переборщил» с жарой. Вместо 23 градусов тепла в Санчурском районе Кировской области, таблица погоды обещала весьма жаркий денек жителям Санчурска. Днем +123 C! Просто в таблице забыли стереть единичку от предыдущего титра!
Проходя все этапы творческой работы, ассистент режиссера закалялся морально и физически. Получал немалый объем знаний и мог претендовать на почетное звание — режиссер. Но помимо практики, нужно было хорошо разбираться в теории, поэтому все режиссеры получали высшее профессиональное образование в Москве или Ленинграде, в профильных ВУЗах, или периодически проходили курсы повышения квалификации на Центральном телевидении.
На кировском телевидении всегда было много творческих династий, поэтому в должности ассистента режиссера нередко оказывались дети сотрудников, так как вместе с родителями они проводили немалое время на телестудии с самого раннего детства, многое уже знали и умели.
Алексей Фоминых,
режиссер телевидения ГТРК «Вятка»
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko