«Сказки старого города». Слободской-город мастеров

«Сказки старого города». Слободской-город мастеров
Зрители нашего онлайн канала «Вятка 24» уже не раз смогли увидеть в эфире исторический сериал с элементами художественной инсценировки «Сказки старого города»

«Сказки старого города» — это уникальный проект кировского телевидения, снятый в сотрудничестве со Слободским краеведческим музеем в 1980-е годы. Особенностью этого проекта был рассказ о знаменитых вятских мастерах с помощью авторской реконструкции событий. Съемки программы во многом напоминали съемки художественного фильма. В постановках участвовали лучшие кировские актеры. Талантливые операторы. Творцами этого телевизионного чуда стали журналист и писатель Тамара Александровна Копанева и режиссер Гертруда Николаевна Якушевич. Давайте предоставим слово авторам.

Съемки Сказок старого города в Слободском, оператор В.Услов, ведущий Р.Аюпов

Гертруда Николаевна Якушевич, ветеран кировского телевидения, Заслуженный работник культуры РФ, режиссер цикла «Сказки старого города»:
— Цикл сам шел в руки! Я снимала киноочерк о городе Слободском и город взял меня в плен... Я рассказала о своих впечатлениях Тамаре Копаневой и влюбила ее в эту сказку! Заразила этой идеей телеоператора Славу Услова, правда он назвал меня авантюристкой. Да это была еще та затея, тяжеленные камеры, отсутствие монтажа. Слава поставил мне условие: делать подробную раскадровку, рисовать каждый кадр. Художник я никакой, но пришлось рисовать. Когда я на летучке дала Славе листки с режиссерской раскадровкой, он так расхохотался, что летучка была сорвана.  Он встал, объяснил ситуацию и сказал: "Смешно, но все понятно!"

Тамара Александровна Копанева

Тамара Александровна Копанева, ветеран кировского телевидения, писатель, журналист, автор цикла «Сказки старого города»:
— «Сказки старого города» мы начали снимать в 1984 году в городе Слободском. Сказок было четыре. О колокольных дел мастере Никите Бакулеве, который пришел из деревни Бакули в Слободской, построил колокольный завод и лил из меди с серебром необыкновенно звонкие колокольцы. «Колокольных дел мастер» называлась первая сказка, снятая в марте.

Кадр из передачи «Сказки старого города. Колокольных дел мастер»

А в мае 1984 года мы уже приступили к следующей сказке «Самоварных дел мастера братья Поповы». В ноябре этого же года вышла сказка «Каповая шкатулка» о мастерах Макаровых.

Кадр из передачи «Сказки старого города.Часовых дел мастер»

И в октябре 1985 года зрители увидели сказ «Часовых дел мастер Василий Рысев». В основе каждой сказки — правда; про мастера, про его дело, про изделия его рук. Про то, что он на самом деле жил в старинном городе Слободском и творил чудо — вещи, которые дожили до наших дней и не перестали удивлять людей своей красотой и изяществом!

Режиссер Г.Н.Якушевич на съемках в г. Слободском

Гертруда Николаевна Якушевич:
— Можно сказать, тексты к сказкам мы писали всей бригадой. Тамара Копанева нам зачитывала длинные сцены, а мы делали "обрезание"... Конечно, если бы Владислав Услов не согласился быть оператором-постановщиком, этого цикла бы не было. Я за ним была"как за каменной стеной"! Мы построили специальные рельсы для камеры и впервые на студии снимали с рельсов, кадр в движении, это все пробил он, мой дорогой Слава! Были сцены, когда пришлось подключить к работе лучшего кинооператора Володю Подлевских, единственного в то время выпускника ВГИКа на нашей студии.

Оператор Владимир Подлевских на съемках программы «Сказки старого города»

Тамара Александровна Копанева: 
— Для программ выстраивались декорации, которые точно воспроизводили быт жителей Слободского уезда в 19 веке.

Съемки проходили в залах слободского краеведческого музея, на старых улочках Слободского, в лесу, в деревенской избе. Жители Слободского для съемок охотно предоставляли свои старинные вещи: самовары, колокола, корзины, шкатулки, кружева, сарафаны и домашнюю утварь. Все песни, танцы исполнял ансамбль «Горенка». Это было в середине 1980-х, уже была видеозапись, на телевидение пришел цвет. Но не было компьютерной графики и все «чудеса» мы выдумывали сами.

 

Гертруда Николаевна Якушевич режиссер «Сказок старого города» работает с актером.

Гертруда Николаевна Якушевич:
— Как-то мы снимали сцену на колокольне, сразу синхронно, то есть со звуком. Весь транспорт в городе был остановлен, чтобы не помешать съемкам. В городе 19 века не должно было быть шума машин.

Кадр из передачи «Сказки старого города. Часовых дел мастер»

Кругом стояла милиция в оцеплении, надо сказать, что администрация и слобожане выполняли любые наши просьбы. Так вот, я командую: "Камера! Мотор!" И раздается грохот! "Стоп!"- Кричу я- "Что за шум?" А милиционер, который стоял на посту, берет под козырек и рапортует: "Сейчас уберем!"

Кадр из передачи «Сказки старого города. Часовых дел мастер»

А это оказались раскаты грома, пришлось сделать перерыв, так как вся группа смеялись над всемогуществом постового! Заодно и гроза прошла.

 

Кадр из передачи «Сказки старого города. Самоварных дел мастера Поповы»

Тамара Александровна Копанева:
— Когда я впервые пришла в слободской краеведческий музей, то была поражена: сколько здесь замечательных вещей, неповторимых, изящных. И в каждой вещи - тайна. Тайна того времени, тайна мастера и его искусства. И какое наслаждение разгадывать эту тайну! Я разыскивала документы, бывала на месте, где жил мастер, встречалась с его потомками, находила его следы, его изделия.

Кадр из передачи «Сказки старого города. Колокольных дел мастер»

Очень часто помогала интуиция. Вот, например, в книге краеведов Пленкова и Верхотина «Мастера» первым колокольных дел мастером значится Иван Бакулев. А я почему-то назвала своего героя Никита. Никита и все! И вот в документах в архиве музея, я нашла подтверждение, что колокольный завод построил Никита Бакулев! Он был первым!

Тамара Александровна Копанева с актером Кировского драмтеатра Владимиром Смирновым.

 
Гертруда Николаевна Якушевич:
— Замечательная группа работала на сказках, а какие павильоны создавала юный художник Наташа Кириллова, под стать ей, был столяр Коля Карманов, таких сейчас не найдешь специалистов... Я до сих пор с ним дружу, да и с остальными у нас добрые отношения. А Саша Кайгородцев, удивительно тонкий звукорежиссер,  очень добрый и спокойный в любых ситуациях. Мой любимый ассистент, моя "палочка выручалочка" Лариса Дорофеева, на которую всегда можно было положиться. Актеры Кировского Драмтеатра и ТЮЗ-а считали за честь сниматься в нашем сериале, это Р. Аюпов, В.Смирнов, М.Салес, В. Коровин, В. Мочалов, И.Томкевич, М. Обуховский и другие.

Тамара Александровна Копанева:
— Интересна работа журналиста! Каждый раз ты словно входишь в чью-то жизнь и это всегда очень волнительно! Имена в сказках восстановлены все точно! И даты, и события. Жил человек — мастер, который делал замечательной красоты самовары, или колокольцы звону серебряного, или каповую шкатулку с узорами писанными, или часы, которые на главной улице Слободского вот уже более 150 лет верное время показывают. И такая гордость рождается за нашего вятского мастера, за землю нашу - за край наш вятский!

Гертруда Николаевна Якушевич:
— Я сама себе завидую, у меня было "золотое времечко", когда я работала с настоящими профессионалами! Можно сказать ни до нас, ни после нас таких, или подобных исторических игровых сериалов, как "Сказки старого города", не было!


 

Быль от создателей «Сказок старого города»

«Как колокол из Слободского в Англии побывал.»

В 1853 году началась Англо-франко-турецкая война против России, названная в истории Крымской войной 1853-1856 гг. Основные боевые действия шли в Крыму, был осажден город Севастополь. Но кроме того, война шла и на Тихом океане, и на севере в районах Белого и Баренцева морей. В 1854 году английская эскадра подошла к Соловецкому острову и начала осаду монастыря.

Командующий эскадрой предложил сдать остров и монастырь без боя. Со всеми пушками, флагами, военным припасом. Русские, конечно, ответили отказом. Все атаки англичан были отбиты. Соловецким артиллеристам удалось даже поразить один из кораблей противника. Выдержали и стены монастыря. Пушечные ядра отскакивали от огромных беломорских валунов, не причиняя им заметного вреда. Сняв неудачную осаду с монастыря, английские корабли на обратном пути совершали нападения на другие острова.

Заходили в прибрежные поморские села и деревни — грабили их и разоряли. Но им мешал это делать колокол, который висел на высокой колокольне, где был создан наблюдательный пункт за неприятелем. Набат предупреждал жителей о приближении врага. Тогда англичане сняли колокол и увезли в Англию. Вот так колокол из Слободского, литый мастерами Бакулевыми, попал в плен.

И только через 50 лет вернулся колокол на Родину. Весил он 8 пудов или примерно 130 килограмм. И на нем можно прочесть надпись: «1852 год, лили колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы.»

Записал Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.




новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko
counter

Новости партнеров

Реклама