29 июня 85-летний юбилей отмечает первый диктор Кировского телевидения Лилия Александровна Лиханова.
Голос, знакомый телезрителям старшего поколения с детства! Лилия Александровна Лиханова первый диктор Кировской студии телевидения, через годы пронесла обаяние и мастерство. Во времена, когда отсутствовала компьютерная графика, промо-ролики и элементарная «бегущая строка», диктор был ключевой фигурой в эфире. Все, чем жило телевидение: телепрограмма, новости, информация о погоде и даже экстренные сообщения — доносилось до зрителя исключительно диктором.
Когда начались пробные включения телецентра, возникла необходимость в ведущем программ. Поиск претендентов начали на областном радио. В то время передачи для юной аудитории вела Лилия Зыкина (Лиханова). Когда предложили ее на должность диктора, председатель телерадиокомитета Борис Владимирович Родин засомневался — слишком молода, «что у нас детский сад что ли?». Но на следующий в эфир шла пробная передача, в которой был просто необходим ведущий! Время шло. Других кандидатур не было.
Документ из фондов ЦГАКО Сценарий радиопередачи для школьников. Ведущие: Лилия Зыкина, Владимир Бучин
Диктор был необходим — решили рискнуть! Как рассказывает сама Лилия Александровна, она дома поласкала белье, и ее срочно позвали на студию, жила она близко. В студии дали листок бумаги с текстом, режиссер проинструктировал: как зажжется красный свет, вот микрофон, говори!
И здесь впервые прозвучала фраза, ставшая легендой кировского телевидения: «Добрый вечер дорогие товарищи телезрители! Мы начинаем наши передачи...». С 1 мая 1958 года Лилия Зыкина (Лиханова) была принята в штат телевидения.
Лилия Александровна Зыкина, в замужестве – Лиханова, родилась 29 июня 1937 года в селе Верхошижемье Кировской области. Отец, лейтенант-пограничник, служил в Литве, где с родителями жила и Лиля. Когда началась война, она вместе с мамой, Клавдией Ивановной, в эшелоне беженцев, проделала путь до Кирова, к бабушке. Лилия на всю жизнь запомнила разрывы бомб, как немецкие самолеты целились в мирный состав с беженцами.
Родители Лилии Александровны
Родители Лилии Александровны погибли в годы Великой Отечественной войны. Отец на фронте. Мама в тылу в Кирове, она попала под машину недалеко от дома. Лиля осталась сиротой. Девочку воспитала бабушка Анна Ивановна Зыкина. Детство было трудное, военное. Считается, что Лиля Зыкина стала прототипом героини повести Альберта Лиханова «Голгофа», по которой в 1986 году был снят художественный фильм «Карусель на базарной площади»
Фотография 2017 года
После школы и училища, в 1956 году, Лилия работала на радио, сначала звукооператором, потом ведущей детских передач, ей тогда не было еще и 20 лет! А в мае 1958 года она уже первый диктор областного телевидения! В августе ее увидел на телеэкране Альберт Анатольевич Лиханов, в ту пору молодой журналист газеты «Кировкая правда». Возникло взаимное чувство и в апреле 1959-го они поженились. Так профессиональная судьба первого диктора кировского телевидения привела и к семейному счастью.
С 1958 по 1964 гг. Лилия Лиханова работала на Кировской студии телевидения. Затем диктором Новосибирской студии телевидения, библиотекарем, много лет состояла членом Комитета литераторов при Литфонде СССР.
С 1958 года в течении шести лет, Лилия Александровна каждый вечер приходила в дома кировчан. Дикторов не только узнавали на улицах - их любили и относились к ним как к близким родственникам.
22 июля 1958 июля к моменту начала регулярного вещания кировское телевидение уже имело свое лицо. И это была Лилия Александровна Лиханова. Ее портреты размещались в местной прессе. Ее выхода в эфир всегда с нетерпением ждали кировские телезрители.
Лилия Лиханова стала не только первым, но и самым популярным диктором кировского телевидения в первые годы телевещания. Секрет этого, по ее мнению, очень прост: «Диктор должен уметь говорить четко, чтобы все слышали его, даже слабослышащие. Он должен быть очень доброжелателен, он приходит в дом, когда мы включаем телевизор, и там мы хотим видеть человека, который является нашим другом!»
Кировская правда, 1958 г.
Работа на телевидении в то время требовала не только творческого потенциала и правильной речи. Условия были непростые в прямом смысле. В студии было нестерпимо жарко, и в глаза бил свет софитов.
Для выступления по телевидению приглашали руководителей областных, городских партийных и советских органов власти, директоров предприятий , председателей колхозов, передовиков производства, ученых, писателей, художников. В те времена в студии еще не было совершенной вентиляции. Мощные осветительные приборы создавали невыносимую жару. Однажды в студии выступал председатель Кировского Совнархоза А.П.Колибаев – руководитель областного уровня. Выйдя из студии, он долго вытирал платком вспотевший лоб и произнес: «Легче прочитать десять докладов, чем один раз выступить по телевидению!»
А дикторам телевидения приходилось работать в студии по несколько часов!
В Кирове телевизионный диктор стал не только новой профессией, но и образцом стиля и моды. Какая прическа сегодня у ведущей, а какая кофточка, фасон блузки? Все это становилось темой обсуждения среди телезрительниц и многие стремились одеваться так же. При этом не было и речи о визажистах и стилистах. Первые годы — красоту и стиль обеспечивали себе сами дикторы.
Особое место в профессии диктора отводилось правильной речи, ударениям и интонации. В гримерной, рядом с пудрой и лаком, всегда находился толстенный справочник по правилам русского языка. Без него не обходилась подготовка ни к одному эфиру.
В начале лета 1958 года в эфир стали выходить и первые телевизионные новости «Последние известия». Лилия Александровна стала первой ведущей выпусков новостей. Сначала все информации диктор читал исключительно в кадре. И никакого изображения или зрительного ряда. Уже позже стали использовать фотографии. А с появлением первой кинокамеры — киносюжеты о важнейших событиях в жизни Кировской области.
Марк Бернес с сотрудниками Кировской студии телевидения после эфира.
Еще одной важной составляющей профессии диктора были многочисленные интервью со звездами советской эстрады и заезжими знаменитостями. Здесь диктор должен был уметь не только правильно говорить, но и формулировать вопросы, внимательно слушать, направлять беседу. В первые годы существования кировской студии телевидения все программы выходили только в прямом эфире, видеозаписи как таковой не существовало, поэтому каждый день, каждый эфир — это особая ответственность и, конечно, волнение.
Лилии Лихановой удалось привнести в студию душевное тепло и человечность, в то время не свойственные официальному телевидению. Вот так о своей коллеге написала диктор Кировского телевидения Нина Васильевна Кащавцева: «Лилия Лиханова была самой первой и самой нежной любовью кировских телезрителей. И это не удивительно. Открытое, улыбчивое, лукавое лицо, живой общительный характер, умение посмеяться над собой и своей оговоркой и огромное желание работать! Лиля — это сама непосредственность и обаяние!»
Мы можем уверенно говорить о том, что традиции работы ведущих телепередач в прямом эфире сложились благодаря профессионализму и таланту Лилии Лихановой - первого диктора кировского телевидения! И после ее отъезда из Кирова они не пропали, а продолжились в следующих поколениях дикторов ТВ.
Коллектив и руководство ГТРК «Вятка» искренне и сердечно поздравляют Лилию Александровну Лиханову — с 85 летием!
Репортаж 2018 г. о первом дикторе кировской студии телевидения Лилии Александровне Лихановой.
Алексей Фоминых, режиссер телевидения ГТРК «Вятка»
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko