Эти кадры видеохроники можно назвать уникальными. Они наглядно демонстрируют как в Кировской области среди полей, лесов и бездорожья появлялись магистрали. Более двух десятков лет назад военные дорожные строители выполняли в регионе грандиозную по своим масштабам госпрограмму строительства и реконструкции автодорог нечерноземной зоны РСФСР.
Тогда еще молодые офицеры, а сегодня ветераны вспоминают с теплотой как вводились в регион подразделения в 1988-ом году. В областном Законодательном собрании о высокой значимости этого события в год юбилея ввода говорят не раз.
АЛЕКСЕЙ ИВОНИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «С момента прихода воинских дорожников в Кировскую область началась эра автодорог. За годы нелегкого труда жители области и военных мы смогли совместно построить транзитные магистрали в соседние регионы, соединить качественными дорогами с асфальтовым покрытием большинство районных центров с городом Кировым и друг с другом. Асфальт лег также к усадьбам колхозов и совхозов и в самих населенных пунктах».
Для решения задач, которые поставило тогда руководство государства, был образован корпус, который состоял из дорожно-строительных бригад. Они дислоцировались в ряде регионов. 4 из них разместили в нашей области. В то время главный инженер Валерий Костюченко сегодня вспоминает, корпус насчитывал тысячи человек и единиц дорожной техники. Такая мощь военных строительных бригад боролась с отсутствием дорог.
ВАЛЕРИЙ КОСТЮЧЕНКО, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР 63-ГО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОРПУСА 1988-1994 ГГ.: «По началу, когда приступили к выполнению задач, мне пришлось очень много бывать в районах - сплошное бездорожье. Пример привожу дороги - Зуевка-Фаленки. Там небольшое расстояние. Сейчас полчаса езды, а тогда 2-3 часа ездили».
Для нужд корпуса были построены асфальтобетонные заводы. В основном в области прокладывали с твердым покрытием дороги. Работали на совесть, не жалея сил. На глазах жителей районов появлялись качественные магистрали, которые давали большой толчок в развитии села.
ИВАН РОМАНЮК, КОМАНДИР 63-ГО ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОРПУСА В 1999 ГОДУ: «В 88-ом году корпус уже сдал 56 километров дорог, хотя еще вроде не успели даже и приземлиться на Вятскую землю. В 89-ом - 189, в 90-ом году - 280 и там далее 300 километров».
Иван Романюк во время службы в корпусе сменил несколько руководящих должностей. Так получилось, что именно ему в 99-ом году выпала миссия подписать приказ о ликвидации дорожно-строительного корпуса. После распада советского союза военные строители стали, будто не нужны. Хотя еще не все задачи были выполнены, не все дороги удалось построить.
ВИКТОР ЖЕНИХОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ, СТРОИТЕЛЬСТВУ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ: «Не можем одолеть за многие годы участок на Лузу и Подосиновец. В следующем году строительство будет закончено. Будет построено 15 километров. Цена - 750 млн. руб.».
На торжественном собрании в Законодательном собрании ветеранов отметили почетными грамотами и благодарственными письмами. По словам депутатов, деятельность военного дорожно-строительного корпуса - эта история и опыт, которые не надо забывать.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko